Что такое IPO и SPO и можно ли на них заработать

Что такое IPO?

Дословно аббревиатура переводится с английского как «первичное публичное размещение», и в этой расшифровке заключен следующий смысл:

Фактически после IPO закрытая компания распахивает свои двери для инвесторов и предлагает всем желающим стать владельцами части бизнеса. Первичное публичное размещение могут проводить как стартапы, так и хорошо известные организации. К последним доверия у инвесторов, как правило, больше.

Цели выходов компаний на IPO

 В 2024 году первичное публичное размещение провели «Делимобиль»  — сервис краткосрочной аренды автомобилей, «Диасофт» – один из крупнейших разработчиков и поставщиков IT-решений, лизинговая компания «Европлан», МТС Банк, гостиничный оператор  Cosmos Hotel Group, сеть медклиник «Медси»… По данным регулятора фондового рынка в лице Банка России, в 2024 году на 58% больше компаний вышло на биржу, чем в 2023 г. При этом розничные инвесторы, то есть обычные люди купили 40% акций на IPO, потратив на эти цели суммарно 40,5 млрд руб.

Что такое SPO?

Дословно аббревиатура переводится с английского как «вторичное публичное размещение». SPO проводит компания, акции которой уже обращаются на фондовом рынке и находятся на руках у инвесторов.

При вторичном размещении общее число акций не меняется, просто их становится меньше на руках у мажоритарных акционеров (тех, кто владеет большими пакетами и принимает участие в управлении компанией) и больше в свободном обращении (free-float).

В каких случаях проводят SPO 

Как заработать на IPO и SPO?

Покупка акций компании на этапе IPO – всегда риск. Организация только-только заходит на рынок, и как она себя проявит – большой вопрос. Также многое зависит от оценки компании. Бывает, что на этапе размещения ее переоценивают, что приводит к тому, что после начала торгов котировки начинают период медленного, но уверенного снижения. Инвесторы могут потерять на этом деньги. Так произошло с компанией Fix Price, которая потратила довольно много времени на восстановление после неудачного IPO. 

Впрочем, первичное публичное размещение может стать и хорошим стартом для котировок компании. Удачный пример размещения – акции группы «Самолет». Бумаги вышли на биржу в ноябре 2020 года по цене 944 рубля, а через год их цена выросла на 500 процентов!

Заработать можно и на участии в SPO. Вторичное размещение часто происходит с дисконтом к рыночной цене, ведь предложений на рынке становится больше. Но как поведет себя цена в дальнейшем – неизвестно. Она может вырасти, если компанию, например, из-за большего числа торгуемых акций включат в индекс или в нее поверят инвесторы. С равной степенью вероятности цена может упасть. Например, если свою долю продаст талантливый креативный директор. 

Важно знать, что IPO для инвестора – это дорого. Комиссионные российских брокеров в среднем составляют 4-5% от полученного дохода, а в некоторых случаях они достигают астрономических 20%. Этот момент важно учитывать и внимательно читать договор. Если вы все же решились на участие – оставьте заявку у своего брокера.