Экономист: 2025 стал годом перелома инфляции в России. Что дальше?
В 2025 году, скорее всего, состоялся перелом: инфляционная волна, которая прошлась по российской экономике с 2022 по 2024 год, наконец спала. Если мы посмотрим на мировые тенденции, то инфляционная волна была на гребне в 2022–2023 год. У нас усмирение инфляции заняло больше времени из-за структурной трансформации экономики.
О чем это нам говорит?
Первый фактор. Инфляция была отражением нескольких экономических процессов: санкций, быстрого роста зарплат и занятости и, соответственно, повышения спроса на фоне ограниченного предложения.
Волна инфляции —та цена, которую мы заплатили за сильный экономический рост в 2023 (+3,6%), 2024 (+4.1%) и даже в начале 2025 года (1,4% за первый квартал).
Второй фактор. Инфляция во многом вызвана высокими государственными расходами. В 2025 году российский бюджет начал испытывать проблемы с наполнением, из-за этого пришлось корректировать налоговую систему. Ситуацию осложнил слишком крепкий рубль. Высокие расходы вели к высокой инфляции. Когда же рост расходов пошел на спад, а налоги, наоборот, выросли, инфляция тоже пошла на спад.
В каком-то смысле инфляция напоминает температуру у человека. Если человек не двигается и лежит, то температура у него обычная. А если он быстро бежит, то температура повышается. Точно так же происходит с экономикой. Российская экономика два года бежала, инфляция была высокой. В 2025 году российская экономика замедлилась, и мы видим спад инфляции.
Третий фактор. Последние пару лет российский потребитель, с одной стороны, довольно активно тратил деньги, а с другой — стремился отложить средства на банковский депозит по высоким ставкам. Сбережения финансово грамотных российский потребителей и есть тот резерв, который позволяет нашей экономике не падать. Высокие проценты по вкладам не увеличивают накопления, но часто поддерживают семейные бюджеты, когда трудовые доходы уже не растут.
Инфляция падает, а мы не чувствуем. Почему так?
Существует несколько объяснений. Первое – психологическое: мы смотрим в «зеркало заднего вида», оценивая, что случилось за прошедший квартал или год, а не то, что происходит в моменте. Люди склонны реагировать на рост цен и хорошо помнят о нем, а вот со снижением цен так не происходит, как ни парадоксально. Отсюда рост цен дает ощущение инфляции, а ее падение никак не влияет на впечатление.
Во-вторых, в 2025 году самая большая инфляция была в категориях «услугп» и «продукты питания». И то и другое востребовано каждый день, а значит, движение цен на них заметнее всего. В прошлом году цены на промтовары в целом объективно росли медленнее, а на многие из них либо стояли на месте, либо снижались. Тем не менее вряд ли мы запомним конкретные примеры: мы же не сравниваем раз в несколько дней цены на пальто, телефоны или обои.
Наконец, всеобщее внимание привлекает динамика роста цен на коммунальные услуги.
Что в 2026 году?
В этом году мы можем увидеть то же самое, что происходило в 2017–2018 годах. С одной стороны, денежно-кредитная политика Банка России остается жесткой: ключевая ставка и ставки по кредитам и депозитам снизились, но все равно остаются высокими, особенно на фоне сократившейся инфляции. Социальные и инфраструктурные расходы компенсируются увеличением налогов. Программа «обеления» экономики, чтобы все платили налоги, тоже повторяет опыт десятых годов. Тогда в России удалось повысить налоговую дисциплину, численность налогоплательщиков становилось все больше, сбор налогов обеспечивали цифровой контроль и льготные режимы. Сейчас льгот меньше, налогов собирается больше.
Практически гарантированно ситуация будет неоднородной: в начале 2026 года мы увидим всплеск инфляции. Он неизбежен из-за повышения НДС с 20 до 22% и изменений в налоговой системе. Вероятно, экономика переварит его так же быстро, как в 2019 году, — примерно за квартал. Скорее всего, Банк России воздержится от снижения ключевой ставки.
Можно ожидать, что весной-летом инфляция пойдет вниз. Это даст повод продолжить снижение ключевой ставки, после чего , вероятно, произойдет некоторое ослабление рубля. Конечно, потребители почувствуют его на своих кошельках, но ситуация окажется благоприятной для бюджета страны и крупнейших производителей. В конце 2026 года мы увидим, что инфляция достаточно близка к целевым 4–5%, то есть даже ниже, чем сейчас. Вопрос в том, насколько ниже. В любом случае проверить удастся только спустя время, то есть опять рискуем не заметить.