Как мошенники обманывают нас через маркетплейсы: ТОП-3 схемы 2025 года
В 2025 году все уловки мошенничества на маркетплейсах можно разделить на три основных схемы: классическая кража платежной информации через поддельные (фишинговые) сайты, похищение денег с банковских карт и кража аккаунта на маркетплейсе.
Схема первая. Поддельные маркетплейсы
История 1. Рекламный баннер
Катя Т. увидела рекламу фена, который недавно искала, с выгодной скидкой. Она сразу кликнула по карточке товара, попав на страницу якобы известной торговой интернет-площадки. То, что сайт оказался поддельным, Катя поняла только после того, как ввела свои платежные данные, и мошенники начали списывать деньги с карты.
Часто мошенники рассылают сообщения от имени известных маркетплейсов в мессенджеры или на почту. В них тоже есть ссылки на фишинговые сайты или вредоносное ПО, с помощью которых аферисты могут получить доступ к данным телефона или компьютера. В качестве приманки – обещания подарков и призов.
История 2. Приз за активность
Женя С. получил на почту письмо от маркетплейса. Внутри – поздравление с выигрышем бонусов, которыми можно оплатить товары из корзины. Для активации нужно было перейти по ссылке из письма и на открывшейся странице заполнить анкету. В нее требовалось добавить персональные данные или ввести информацию о банковской карте. Как только Женя заполнил анкету, эта информация сразу же оказалась в руках преступников.
Как защититься:
- Проверяйте адрес маркетплейса в адресной строке: у фишинговых сайтов в названии обязательно будет ошибка или лишний символ.
- Не вводите данные банковских карт на подозрительных сайтах.
- Установите антивирус с защитой от фишинга.
Схема вторая. Похищение денег с банковских карт
История 1. Сообщение от службы технической поддержки
Иван Г. купил робот-пылесос. Мужчина остался недоволен техникой и оставил свой комментарий в отзывах к товару. В течение часа с ним через мессенджер связались представители продавца. В качестве компенсации они предложили ему скидку, которую можно активировать по QR-коду. Правда, под видом представителей продавца скрывались мошенники, а за QR-кодом – ссылка для пополнения их счета.
Впрочем, тут мошенники могут использовать и другие варианты убеждения. К примеру, рассказывать о том, что покупка в обход маркетплейса якобы будет дешевле, или что оплата товара «не прошла», поэтому надо перевести деньги за него по ссылке, которую пришлют в мессенджер. Еще одна легенда – продавец якобы отменил заказ случайно, и в качестве компенсации он готов предоставить на товар скидку, которую можно получить все в том же личном сообщении в мессенджере.
История 2. Легкий заработок на маркетплейсе
Петр Д. увидел вакансию для работы на маркетплейсе. Задача простая: нужно поставить «лайк» определенным товарам на интернет-площадке и добавить их в «избранное». Петр так и поступил – в его «избранном» оказался дорогой пылесос. После этого он выполнил задание и действительно получил оплату – 2000 рублей. Чтобы увеличить заработок, «операционный менеджер» предложил выкупить пылесос. По обещаниям потраченные деньги должны были вернуться на карту Пете в течение 15 минут. Он оплатил товар. После этого менеджер перестал выходить на связь, а молодой человек остался без выкупленного товара и вознаграждения.
Есть разные сценарии развития такой схемы. Например, тем, кто отказывается выкупать товар, мошенники предлагают предоставить свою банковскую карту для приема платежей маркетплейса – якобы деньги других исполнителей за выкупленный товар. Если человек согласится, то станет соучастником дропперской схемы, поскольку его счет используют для вывода похищенных у других людей средств. А за это уже грозит уголовная ответственность. Как не стать соучастником такого преступления и не попасть в подобные ловушки злоумышленников, рассказали в нашей статье.
Как защититься:
- Никогда не переходите на приватное общение с продавцом через личный мессенджер. В этом случае маркетплейс снимает с себя ответственность за сделки.
- Не переводите деньги на банковские карты незнакомцев по их просьбе.
- Не оплачивайте товары по просьбе незнакомцев ни под каким предлогом.
Схема третья. Взлом аккаунта пользователя
Аккаунты пользователей маркетплейсов очень интересны для преступников. С помощью украденного доступа к личному кабинету пользователя, злоумышленники могут совершить покупки на маркетплейсе без ведома жертвы, получить доступ к персональным данным и данным банковской карты.
История 1. «Вам посылка! Когда и как заберете?»
С Настей С. связался якобы менеджер пункта выдачи маркетплейса и сообщил, что ей пришел заказ, который нужно только забрать. Но девушка ничего не заказывала. Для проверки информации менеджер попросил продиктовать код из смс. На самом деле, эти цифры были нужны не для уточнения данных, а для взлома аккаунта Анастасии на портале «Госуслуги».
Под этим же предлогом мошенник может выдать себя за курьера, который якобы уже везет вам посылку. Для убедительности аферисты говорят, что заказ мог быть оформлен в качестве подарка кем-то из близких. Чтобы застать врасплох они также называют ваши фамилию, имя и даже адрес регистрации.
История 2. Слишком простой пароль
Костя П. обнаружил, что баланс банковской карты, счет которой привязан к личному кабинету маркетплейса, ушел в минус. Оказалось, что мошенники подобрали логин и пароль к личному кабинета мужчины. После этого они оформили заказы у подставных продавцов – своих фирм, и оплатили их с привязанной к кабинету карты Константина. Так, деньги уходили напрямую к злоумышленникам.
Как защититься:
- Никогда не сообщайте незнакомым код из смс, под каким бы предлогом его не попросили.
- Заведите отдельную платежную карту только для покупок в интернете и переводите туда деньги непосредственно перед ней. Не держите деньги на этой карте.
- Используйте сложный пароль.
В заключение: общие правила цифровой гигиены при шопинге в интернете:
1. Прежде чем вводить свои данные, убедитесь, что адрес в браузере точно соответствует официальному домену. Мошенники создают почти идеальные копии сайтов. Разница в URL – единственное, что выдаст подделку.
2. Не переходите по ссылкам из смс, электронных писем, мессенджеров, даже если они выглядят «официально». Такие письма могут быть фишинговыми.
3. Скачивайте приложения маркетплейсов только из проверенных источников (App Store, Google Play).
4. Не сообщайте никому данные своей банковской карты, особенно CVV-код.
5. Заведите отдельную банковскую карту с минимальным балансом для оплаты покупок на маркетплейсах. Пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для покупки. Если мошенники все же получат доступ к данным карты, под угрозой будет только эта сумма, а не все ваши сбережения.
6 Читайте сообщения перед тем, как ввести код из смс. Там всегда указано, что именно вы подтверждаете. Код для «отмены» может быть кодом для «перевода».
7. Выполняйте все действия (переписка, оплата, оформление доставки) через функционал самого маркетплейса. Любые предложения перейти на сторонний ресурс — красный флаг, что с вами общается мошенник.
8. Не верьте слишком низкой цене. Если стоимость товара значительно ниже рыночной, а продавец только зарегистрировался, будьте начеку. Скидки в 70-90% на новую технику или дефицитные товары – явный признак обмана.