Как объяснить ребенку, почему родители не покупают все, что ему захотелось?

«Мам, купи!» А затем истерики после отказа. Это знакомо многим родителям. Как правильно себя вести в этой ситуации и воспитать в ребенке бережное отношение к деньгам? Разбираем с финансовым блогером и мамой двоих детей Светланой Игнатович.
Светлана Игнатович

<span>Финансовый консультант и автор Telegram-канала «Финансы с душой»</span><br>

Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что бюджет любого человека (даже самого богатого) ограничен, мы не можем напечатать себе столько денег, сколько хотим. Для детей же, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, это не так очевидно. Именно поэтому часто перед родителями встает вопрос: как объяснить ребенку, что мама и папа не могут купить все, что ему хочется. 

Представлю некоторые идеи, которые помогут в решении этого вопроса. 

Сообщайте ребенку о расходах 

Для ребенка деньги вполне осязаемы – они лежат в кошельке, у него пополняется копилка, ему выдают деньги на карманные расходы, их дарят на день рождения.

А когда родители уходят из магазина с полной корзиной или тележкой еды и на кассе рассчитываются пластиковой картой, то ребенок может предположить, что такие вещи не стоят ни копейки. Поэтому, когда вы платите банковской картой, используйте это как обучающий момент. 

Объясните, что карта, которую вы прикладываете к терминалу, дает команду вашему банку отправить деньги магазину, списать деньги с вашего счета. Можно сказать примерно так: «Мы используем часть денег, которые заработали мама и папа, обмениваем деньги на еду и другие нужные товары». 

Также можно специально рассчитываться в магазинах и супермаркетах наличными деньгами, пусть ребенок отдаст их кассиру, попробует посчитать сдачу, посмотрит цены в чеке. Тут можно рассказать, почему сдачу пересчитывают, не отходя от кассы, как проверить купюру на подлинность и что делать, если купюра порвана

Расскажите, почему в магазинах возле кассы лежит столько бесполезных, но красочных и привлекательных мелочей, которые рука так сама и тянется взять. 

Изучайте вместе семейные расходы

Понимание того, куда в первую очередь идут деньги, помогает нашим детям осознать, почему не все их желания могут быть исполнены по взмаху волшебной палочки. 

Составьте список расходов вашей семьи за месяц (коммунальные услуги, аренда жилья, бензин, продукты, питание вне дома, одежда, развлечения и т. д.). Можно повесить этот лист на холодильник, чтобы все его видели. 

Установите фиксированный бюджет

Для детей 10-12 лет можно выделить конкретный бюджет на такие категории, как игрушки, одежда, отдых. А затем позволить детям самостоятельно решать, как эти деньги потратить. Пусть пробуют искать разные варианты, скидки. Сравнивают, где товары дороже, а где – дешевле. Анализируют, что им действительно необходимо, а что просто хочется, потому что это есть у других. 

Тренируйте у ребенка самоконтроль

Это самый трудный финансовый урок для детей, поскольку сложно откладывать удовольствия на потом. Согласитесь, что даже взрослым это не всегда под силу. 

Потренироваться можно так: поставьте банку или коробку на стол и положите в нее 100 рублей. Условия такие: если ребенок не потратит их в течение недели (или месяца), то каждый день вы будете добавлять по 10 рублей сверху.

Ребенок должен понять, что отсрочка вознаграждения может быть выгодна, поскольку работает простой или сложный процент. 

Забота и внимание, а не подарки

Нередко родители много работают и мало времени и внимания уделяют детям. А потом пытаются подарками заглушить чувство вины. Не пытайтесь избавиться от него тратами на игрушки и сладости. Конечно, подарки могут вызвать временный прилив радости у детей, но гораздо важнее для них ваше совместное активное времяпрепровождение.

В следующий раз, когда вы захотите купить новую ненужную игрушку, подумайте, что вы можете сделать по-другому. Например, прокатиться вместе на велосипеде, устроить пикник в парке, сшить игрушку вместе по ролику в интернете, сходить в музей или приготовить вместе ужин. 

Обучайте обращению с финансами через игру

Также на помощь родителям приходят финансовые игры. Игра – это ведущая деятельность в жизни детей, благодаря такому подходу дети как губки впитывают все знания и информацию, которые мы хотим до них донести. Большой плюс этих игр, что они не требуют серьезных расходов семейного бюджета. 

Вот несколько примеров финансовых игр для детей 4-9 лет. 

  1. У ребенка есть бюджет в размере 100 рублей. И есть список разных товаров с ценами (например, ручка – 10 руб., линейка – 15 руб., шоколад – 50 руб., краски – 30 руб., кукла – 80 руб., мяч – 25 руб., книга – 60 руб., поход в зоопарк – 100 руб., обруч – 20 руб.). Задача: попробовать «вписаться» в имеющуюся сумму бюджета. Можно убрать один 0, если дети еще не умеют считать в пределах сотен. Ребенок может сразу выбрать: купить что-то одно крупное или несколько небольших покупок. Понаблюдайте, какой выбор сделает ребенок, и обсудите!
  2. Дать ребенку монеты и купюры разного номинала. Затем показать недавно купленную игрушку и чек на нее. Задание – собрать нужную сумму из имеющихся денег разными способами.
  3. После похода в магазин показать ребенку купленный товар, а он должен угадать или вспомнить его приблизительную цену.
  4. Выписать конкретные вещи и услуги, на которые семья тратит деньги, и распределить их по обобщенным категориям (например, еда, одежда, канцелярия, коммунальные услуги, связь, транспорт и т. д.).
  5. Распределить все месячные траты семьи на необходимые и желаемые. Конечно, разделение условное и у каждого человека свое понимание, но интересно обсудить, как это принято в вашей семье.
  6.  Сыграйте в игру, кто больше предложит идей по оптимизации семейного бюджета (например, вовремя выключать свет, воду, перейти на другой тариф мобильного оператора, покупать продукты оптом и другое). Одна идея – одно очко.
  7. Выбрать необычную вещь, которую ребенок должен как продавец попробовать вам продать, убедить, что вам она действительно необходима.

И, конечно, представленные игры можно и нужно изменять, дополнять, придумывать свои варианты! 

В заключение

Если же, несмотря на все ваши усилия по обучению, ребенок в истерике катается по полу в магазине – ничего страшного, тут логические доводы не помогут, поскольку эмоциональная и волевая сфера у ребенка созревают постепенно. 

Но вы можете сказать: «Малыш, если бы у меня была волшебная палочка, я бы подарил (-а) тебе сто, нет, тысячу таких игрушек или сладостей, которые ты хочешь». Также можно попробовать переключить ребенка на что-то другое (более полезное и бюджетное), предложив выбрать сок или испечь печенье дома.