Не согласны со списанием денег с карты? Чарджбэк в помощь

Если с вашей карты списали деньги, а вы с этим не согласны, операцию можно оспорить. Для этого не обязательно идти в суд. Бывает достаточно одного только кодового слова – чарджбэк. Расскажем, что это такое.

Что такое чарджбэк

Москвичка Елена Н. заказала самую дорогую в своей жизни пиццу «Пепперони». За неё девушка отдала 39 900 рублей. Никаких трюфелей и золотой посыпки. Просто при оплате картой курьер нажал на терминале два раза лишний ноль. Елена Н. заметила пропажу уже после того, как доела пиццу. Девушка стала связываться с пиццерией – там пообещали разобраться в ситуации и перезвонить. Не перезвонили ни через день, ни через два, ни через неделю.

В таких случаях можно инициировать возврат средств с помощью чарджбэка (chargeback). С английского слово переводится как «возвратный платеж». В платежной системе «Мир» эта процедура называется диспут. 

Упрощённо процесс чарджбэка выглядит так. Человек оплатил картой товар или услугу, однако либо продавец не выполнил своих обязательств, либо произошел какой-то технический сбой, но в результате покупатель оказался без покупки или, например, с его карты списали неверную сумму. Обращения к продавцу не помогают, он не отвечает или отказывается исправить ситуацию. Тогда есть два способа вернуть деньги. Можно судиться с продавцом, ссылаясь на нарушение закона о защите прав потребителя. Второй вариант – вернуть деньги через чарджбэк. Правила, по которым банки помогают клиентам урегулировать спорные платежи по картам, закреплены в документах платежных систем.

В каких случаях возможен чарджбэк

Как оформить чарджбэк

В первую очередь необходимо обратиться к продавцу. Желательно это сделать письменно, чтобы у вас остались скриншоты переписки с техподдержкой. В большинстве случаев проблему можно решить уже на этом этапе. Продавец может вернуть вам деньги без дальнейших разбирательств. Конечно, это возможно в том случае, если вы правы.

Магазин может не пойти навстречу – этот факт нужно обязательно зафиксировать в переписке. Не должно быть расплывчатых формулировок. Для дальнейшего оспаривания нужен именно чёткий отказ, например, «возврат не предусмотрен».

Бывает так, что связаться с продавцом невозможно: на сообщения не отвечают, трубки не берут. Сделайте скриншоты с датами ваших сообщений. Это доказательство того, что продавец не выходит на связь.

Чем больше доказательств вы соберёте, тем выше шансы вернуть деньги. Помимо скриншотов переписки, вам понадобятся: номер онлайн-заказа, чек, смс с подтверждением заказа, онлайн-выписка из банка о списании средств, фотография некачественного продукта и т.д.

Далее нужно обратиться в банк, который списал деньги. В отделение ехать не обязательно. Можно написать в чат поддержки или позвонить на горячую линию. Вас попросят прислать заявление с описанием проблемы и доказательства вашей правоты на электронную почту. Некоторые банки просят заполнить специальную форму.

Банк обязан зарегистрировать ваше обращение и присвоить ему номер. По нему вы сможете отслеживать ход рассмотрения вашего заявления. По закону о национальной платежной системе у банка есть 30 дней на то, чтобы разобраться и ответить на обращение. Бывает, деньги возвращаются раньше – уже через 3-5 дней после подачи документов.

Если в чарджбэке отказали

Случается так, что банк отказывает в возврате средств. Это может произойти по следующим причинам:

Если ни одна из этих причин не подходит, а вам всё равно отказали в чарджбэке, то можно попытать счастья в суде. В некоторых случаях суд даже выгоднее: при чарджбэке вам возвращают только ваши деньги. В суде можно побороться ещё и за компенсацию морального вреда.

Сроки чарджбэка

Условия чарджбэка можно найти в регламентах платежных систем. Например, у Mastercard есть Chargeback Guide. Там прописано, что вернуть свои деньги с помощью чарджбэка можно в течение 120 дней со дня совершения операции по карте. Некоторые российские банки устанавливают свои сроки подачи претензий. Например, 30 или 45 дней.

Но даже если вы вспомнили о проблеме поздно и время уже ушло, то попробовать можно. Есть случаи, когда банки идут навстречу своему клиенту и обнуляют транзакцию.

Главная рекомендация для потребителей –  очень внимательно прочитать договор с банком. Имейте в виду, что если перевод средств осуществляется р2р-платежом, то чарджбэк не действует. Кроме того, покупая что-то или оформляя подписку, надо ознакомиться с условиями, особенно прежде чем ставить галочки.
Кристина Швандар, руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики НИФИ Минфина России.