Стать самозанятым теперь можно через портал «Госуслуги»

В августе появился новый способ регистрации в качестве самозанятого. Оформление через «Госуслуги» доступно в том числе гражданам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Украины.

Кто такие самозанятые

Число самозанятых в России превысило пять миллионов. Налог на профессиональный доход (НПД) выбирают домашние кондитеры, репетиторы, парикмахеры, мастера ногтевого сервиса, фотографы, дизайнеры, граждане, которые сдают квартиру, а также многие другие категории.

Есть условия этой системы налогообложения: нельзя иметь наемных сотрудников, а годовой доход от самостоятельной деятельности не должен превышать 2,4 миллиона рублей. Самозанятый не имеет права перепродавать товары, которые сделал кто-то другой, а также торговать акцизной продукцией (алкоголь, сигареты, лекарства, изделия из меха и т. д.)

Существует две основных ставки налога для самозанятых:

Для самозанятых предусмотрен налоговый вычет в 10 000 рублей. До исчерпания этого лимита при работе с физлицами просят платить 3% вместо 4% и 4% вместо 6% с доходов от организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налог на профессиональный доход не бессрочный. Эксперимент заработал в 2019 году и рассчитан на 10 лет. 

Как можно оформить самозанятость

Преимущество этого спецрежима в его простоте: не нужно записываться и идти в ФНС, собирать множество документов, самостоятельно считать налоги, готовить и сдавать отчётность. Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно через «Госуслуги» – это новшество доступно с 1 августа 2022 года. 

Для того чтобы это сделать, нужно:

  1. Зайти на портал «Госуслуги» под своей учетной записью.
  2. Выбрать услугу «Регистрация в качестве самозанятого»
  3. Подтвердить правильность данных, которые при заполнении на сайте подтягиваются автоматически (дата рождения, гражданство, паспортные данные, город рождения).
  4. Подтвердить ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
  5. Подтвердить номер телефона. 
  6. Указать регион, в котором будет вестись работа.
  7. Нажать «Отправить заявление».

Заявление налоговая служба рассматривает в течение 5 рабочих дней с момента его подачи. Уведомление о регистрации заявителя в качестве самозанятого приходит в личный кабинет «Госуслуг».

Оформиться в качестве самозанятого можно и другими способами: через приложение «Мой налог» (для подтверждения личности понадобится фотография с паспортом в руках), в личном кабинете плательщика НПД на сайте ФНС, через некоторые банки, которые позволяют клиентам регистрировать самозанятость. 

Важно!

Изменения в уплате страховых взносов

Уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд для самозанятых не является обязательной, однако отчисления можно делать по своему желанию. Так можно заработать страховой стаж и пенсионные коэффициенты, что скажется на величине будущей пенсии. 

Плательщики НПД имеют право на бесплатную медицинскую помощь по ОМС, однако режим не предусматривает добровольного перечисления взносов в ФСС, соответственно больничные и декретные самозанятому никто не оплатит. Это доступно только самозанятым индивидуальным предпринимателям (ИП). 

В настоящее время Минтруд прорабатывает добровольную возможность по социальному страхованию, чтобы самозанятые могли получать оплачиваемые больничные. В ведомстве произвели расчеты и обсуждают изменения с бизнесом, страховщиками, а также Федеральной налоговой службой. Презентация новой модели намечена на сентябрь.

Глава Минтруда России Антон Котяков выразил надежду на то, что уже в 2023 году у самозанятых появится возможность на добровольной основе вступить в обязательное социальное страхование. Отчисления предполагается платить в Единый фонд пенсионного и социального страхования, закон о создании которого в июле подписал президент.