Искусство и культура займутся финансовым просвещением
Эти вопросы обсудили участники сессии «Роль креативных индустрий в формировании финансовой культуры» на Петербургском международном экономическом форуме.
Дискуссию открыл декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан, который одновременно является и председателем правления Федерации креативных индустрий.
По его словам, финансовая грамотность в России развивается довольно успешно, однако есть барьеры, которые поможет преодолеть креативная индустрия.
«Всё, что государство, банки, Минфин России могли выжать из продвижения информации и знаний по финансовой грамотности, они сделали. Но дальше мы уперлись в барьер из ценностей, когнитивных установок человека. Его могут помочь преодолеть только креативные индустрии», – подчеркнул Аузан. По его словам, человек знает, как надо делать, но не делает. Мешает прокрастинация. Поэтому надо менять поведенческую модель. «Сделать это как раз могут креативные индустрии, потому что они воздействуют на правое полушарие, и это даст результат. А с левым полушарием, которое отвечает за усвоение знаний, мы уже поработали», – добавил экономист.
С тем, что креативные индустрии способны формировать тренды в финансовой культуре, согласен и Александр Шендерюк-Жидков, сенатор Совета Федерации РФ. Он предложил деятелям этой сферы формировать, в том числе и тренд на осторожность.
Старшее поколение склонно доверять, поэтому часто становятся жертвами финансовых мошенников. Если мы будем продвигать через креативные индустрии тренд на осторожность, то это позволит усилить развитие фондового и финансового рынков и привлечь на них больше инвесторов, которые не разочаруются в них в будущем, отметил сенатор.
Заместитель министра финансов Павел Кадочников призвал обратить особое внимание на креативные продукты для взрослых, экономически активных граждан, найти способы показать им примеры финансово грамотного поведения, а также отметил необходимость заботы о людях старшего возраста, которых нужно уберечь от мошенников. Замминистра представил результаты опроса «Моифинансы.рф», проекта «Финансы Mail» и Росконгресса о том, как фильмы и сериалы влияют на финансовое поведение россиян. «Две трети опрошенных обращают внимание на финансовое поведение героев фильмов или сериалов. 65% считают, что кино влияет на финансовую культуру. Но самое главное, 56% респондентов отметили, что хотят больше такого контента», – сказал Павел Кадочников.
Председатель совета директоров АО «Киностудия «Союзмультфильм» Юлиана Слащева уверена, что формировать финансовую культуру нужно начинать в дошкольном возрасте. «На это есть запрос, и он подтверждается исследованиями. Мы провели исследование мам и детей. Основной вывод – это выявленный тренд к раннему взрослению и стремление самостоятельно принимать решение в разных сферах жизни у детей», – говорит Юлиана Слащева. Она отметила, что дети стали быстрее взрослеть и способны воспринимать более сложную «взрослую» информацию». Поэтому студия в создании контента идет в усложнение сюжетов, в более взрослые темы. «Потому что подростки теперь – это дети 9+, а те, кому 13+, – это уже маленькие взрослые».
В заключение модератор сессии президент, АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш добавила, что продукты финансовой грамотности не должны превращаться в дополнительную финансовую нагрузку и соцобязательство для участников креативной индустрии. Это интересные сюжеты, которые могут быть экономически выгодны для бизнеса, поскольку разъясняют самые актуальные вопросы про деньги, и на них есть спрос у аудитории всех возрастов.
*На фото участники сессии «Роль креативных индустрий в формировании финансовой культуры» на Петербургском международном экономическом форуме-2025.