Молодые россияне не умеют копить и все чаще становятся жертвами мошенников
Финансовое поведение
Молодёжь хочет больше тратить, а не сберегать и надеется на получение быстрого дохода. Как показало исследование НАФИ, подростки в возрасте от 14 до 17 лет (57%) и работающая молодежь (43%) не считают нужным создавать накопления. Напротив, они убеждены, что деньги нужны для того, чтобы их тратить.
При этом порядка 60% молодых людей считает, что приумножить капитал довольно легко и есть много разных способов. Например, криптовалюту 65% респондентов в возрасте до 24 лет называют надежным финансовым инструментом, способным уберечь деньги от инфляции.
Молодые россияне тратят деньги в интернете, не сильно беспокоясь о защите персональных данных и личной финансовой безопасности. Они высоко оценивают свои знания и уверены, что способны избежать финансовых рисков (47% по данным НАФИ). Другой опрос, проведенный Сбером, дает еще большую цифру – 60% респондентов от 18 до 34 лет абсолютно уверены, что не попадутся на удочку финансовых мошенников.
Однако статистика МВД говорит о том, что жертвами финансовых мошенников все чаще становятся молодые люди. Замначальника Следственного департамента МВД России Данил Филиппов сообщил, что в 2021 году каждый седьмой россиянин подвергался нападкам финансовых мошенников. И если раньше жертвами пирамид, псевдоинвестиционных фондов и телефонных мошенников становились люди пенсионного возраста, то сейчас доля пожилых потерпевших не превышает 15%. «Жертвами становятся представители молодого поколения, которые хорошо осведомлены о способах совершения различных противоправных действий (прим. со стороны мошенников), но, тем не менее, почему-то именно они становятся жертвами различных финансовых преступлений», – отмечает Филиппов.
Оценка финансовой грамотности
По данным АНО «Диалог», россияне всех возрастных групп сейчас оценивают уровень своей финансовой грамотности на 3 балла из 5, что на полбалла ниже результата двухлетней давности.
Каждый четвертый признается, что его уровень низкий. 27% считают, что хорошо разбираются в финансовой ситуации и принимают разумные финансовые решения, 45% назвали свой уровень средним.
В ходе исследования также выяснилось, что по сравнению с результатом 2020 года выросла заинтересованность в повышении уровня финансовой грамотности – на сегодняшний день она составляет 53% (прирост на 7%).
«Именно этой мотивированной аудитории нужна проверенная, достоверная информация. Мы стремимся к тому, чтобы именно такую информацию можно было найти и в соцсетях, и на других ресурсах», – комментирует лавный редактор портала финансовой грамотности «Мои финансы» НИФИ Минфина России Надежда Грошева.
Настораживает, что почти треть россиян (29%) не видят необходимости, не испытывают желания или не находят времени на улучшение своих знаний и навыков в финансовой сфере. А между тем исследование НАФИ показывает, что молодежь, которая высоко оценивает свои знания в области финансовой грамотности и особенно безопасности, тщательнее выбирает финансовые услуги и избегает того, в чем плохо разбирается. И наоборот, чем ниже оценивают свои знания респонденты, тем больше они склонны к проявлениям нездорового финансового поведения в виде бездумного потребления и отсутствия накоплений.
Источники информации о финансах
Исследование Сбера, проведенное в августе методом телефонного опроса, показало, что знания по финансовой тематике россияне получают из публикаций в специализированных СМИ и книг (46%), а также из материалов массовых медиаресурсов (35%). Но опрос пользователей Интернета АНО «Диалог» выявил, что больше 60% респондентов информацию искать даже не пытались, а 30% опрошенных используют для поиска информации о финансах поисковики и социальные сети. Из жаждущих новых знаний 79% ищут в «Яндексе» и 74% во «ВКонтакте». В топ-3 платформ для получения информации о финансах вошли «ВКонтакте» (43%), «Одноклассники» (22%) и YouTube (20%).
«Действительно, многие молодые люди черпают знания из социальных сетей. Там появилось множество «экспертов» по теме инвестиций и финансовой грамотности. Но далеко не все эти эксперты обладают необходимыми знаниями и опытом. Они вводят подписчиков в заблуждение или навязывают ненужные услуги», – комментирует Надежда Грошева из моифинансы.рф. Она считает, что подростки и молодежь просто не знают, где брать верную информацию, и потребляют там, где ближе – в соцсетях.
Для чего россиянам финансовая грамотность
Россияне, опрошенные Сбером, считают, что финансовая грамотность пригодится для эффективного формирования накоплений на пенсию (29%), может помочь получить дополнительный доход (28%), зарабатывать на фондовом рынке (27%) и накопить на будущее (25%). Все исследования также демонстрируют, что в топе запросов любой возрастной группы – способы защититься от финансовых мошенников.
Здравомыслие и перспектива
Несмотря на несколько завышенную самооценку, молодые россияне сформировали запрос на улучшение своих знаний. Об этом говорят и приведенные выше данные АНО «Диалог», и результаты исследования НАФИ, согласно которым 87% молодых россиян заинтересованы в повышении финграмотности, 79% опрошенных понимают важность изучения финансовых услуг, 53% отдают отчет в том, что им не хватает знаний, чтобы защитить себя от финансовых мошенников и других рисков потери средств.
«Рынок финансов стремительно меняется: с одной стороны, развивается финтех, доступ ко многим финансовым инструментам и к информации открыт. С другой стороны – финансовый рынок проходит стадию серьезной трансформации, а информации настолько много, что молодежи без специального образования бывает сложно правильно оценить достоверность источника современных знаний, – отмечает Анна Харнас, руководитель Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России. – Мы рады, что больше половины молодых россиян заинтересованы в повышении финграмотности, изучают вопросы финбезопасности и осознают, что нужно постоянно обновлять свои знания, чтобы чувствовать себя защищенными».