От карманных денег – к первому капиталу: как накопить деньги школьнику

Зачем школьнику копить деньги?

В школьные годы родители давали мне небольшие суммы на карманные расходы, деньги покрупнее обычно вручали родственники, бабушки и дедушки на день рождения. В средней школе я не всегда тратила подаренные деньги с умом: хотелось купить мороженое на прогулке или билет в кино на долгожданный фильм. В старших классах я задумалась о более серьезной цели для накоплений – новый мобильный телефон с камерой, цветным экраном и хорошей памятью. Накопить получилось! Помню, что покупка сделанная самостоятельно, дала ощущение уверенности в том, что теперь можно ставить цели крупнее.

Такой финансовый опыт учит ответственности по отношению к деньгам и четкому планированию. Кроме того, когда у тебя есть собственные накопления, ты сам решаешь, на что их потратить. Этот навык пригодился в будущем, когда все расходы пришлось  оплачивать самостоятельно. 

С чего начать копить?

Алгоритм системы накоплений и для взрослых, и для подростков похож. Главное – пройти несколько простых шагов.

Шаг 1. Определяем цель 

Планирование начинается с цели. Даже если основного дохода еще нет, а в распоряжении карманные деньги, денежные презенты от родственников или друзей или небольшой доход от подработки – это не повод отказаться от накоплений. Главное –  знать на что. Просто «чтобы были» – не вариант.

Первое, что бы я сделала, решив копить на что-то, – составила список своих финансовых желаний (например, покупка нового велика, айфона, ноутбука). Второе – написала бы, в какой период хотела бы осуществить эти план. Третье – выбрала бы из списка одну конкретную и достижимую цель, на которую я точно смогу накопить за нужный мне период времени.

Пример:

Гале Н. – 12 лет. К летним каникулам она хочет купить велосипед Stels Navigator. Она сравнила цены в разных магазинах и нашла самую выгодную – 42 130 рублей. Допустим, у нее есть полгода до июня. Следовательно – откладывать нужно по 7 тыс. рублей в месяц.

Шаг 2. Ведем личный бюджет

Без этого этапа сложно понять, куда уходят деньги и сколько можно откладывать. Все доходы и расходы необходимо записывать. Учет денег в голове результата не даст – проверено.

Для фиксации трат и доходов подойдет:

Я, например, записываю траты в течение дня в заметках телефона, если расплачиваюсь наличными. Расходы и доходы по карте автоматически фиксируются в приложении банка. Позже я переношу все суммы в таблицу Excel.

Шаг 3. Сокращаем расходы

Даже небольшая экономия каждый день может привести к значительной накопленной сумме в конце месяца. Нужно проанализировать расходы в таблице и понять, насколько рационально получается распоряжаться средствами. Возможно, в списке трат есть необязательные категории на мнимые потребности (например, покупка газировки, сладостей). Или в подписках аккаунта есть игры или приложения, которыми вы не пользуетесь, но платите за них.

Провести ревизию столбца «Расходы» – полдела. Можно внедрить в жизнь и другие полезные привычки и финансовые инструменты, которые позволят оптимизировать траты. Для меня самые простые, но эффективные действия следующие:

  1. Брать паузу перед покупкой чего-либо.

Прежде чем купить вещь, увидев ее в магазине или интернете, я даю себе время подумать, нужен ли этот предмет на самом деле. Такая пауза позволяет избежать импульсивных покупок

  1. Сравнивать цены в разных магазинах или в интернете. Часто можно найти более выгодное предложение.
  2. Не забывать про акции, скидки и распродажи.
  3. Продавать ненужное на досках объявлений. Часто то, что не нужно вам, необходимо кому-то другому.

Шаг 4. Ищем подработку

При желании школьнику можно легко найти способы заработать. Есть множество вариантов онлайн-занятости. Например, подработка в качестве:

Есть и офлайн-профессии, например: курьер, расклейщик листовок. 

Встречаются и необычные вакансии, которые могут быть интересны школьникам и позволят заработать небольшие суммы. Например, догситтер, от которого требуется уход за собакой, пока хозяева в отъезде. Также можно устроиться тайным покупателем, при помощи которого проверяют качество обслуживания в ресторанах и магазинах. 

Перед тем, как начать поиск подработки, необходимо оценить собственные возможности: составить список того, что вы делаете хорошо. После – можно искать объявления о работе на досках объявлений или специализированных сайтах с размещением вакансий.

О том, какой может быть подработка и как ее правильно оформить, читайте в нашей статье «Сам себе заработал: варианты подработки для школьников».

На первых курсах университета (да, не в школе) я подрабатывала копирайтером в агентстве по интернет-рекламе: составляла короткие объявления о компаниях для электронных каталогов. За каждое объявление я получала 80 рублей. В день получалось сделать 5 заявок, в рабочую неделю – 25. За это количество текстов я получала 1 000 рублей, а в месяц – 4 000. Это была неплохая прибавка к стипендии.

Кроме того, трудоустройство на время обучения в школе полезно не только возможностью заработать, но и получить опыт, прокачать личные компетенции, научиться деловому общению. 

Шаг 5. Создаем копилку

Самый простой способ хранения денег для школьника – традиционная копилка. Каждый раз, когда появляются деньги, которые можно отложить, бросаем их в копилку. Так делала я: в школе хранила деньги в обычной копилке с дыркой для монет и купюр. 

Второй вариант – банковская карта для детей до 14 лет. Такой продукт – это дебетовая карта, но с ограниченным функционалом. Получить ее можно только с согласия родителя или законного представителя (усыновителя, опекуна или попечителя). Родители смогут контролировать расходы школьника через мобильное приложение, онлайн-банк, устанавливать лимиты на расходы и, конечно, пополнять такую детскую карту, увеличивая накопления ребенка. 

С 14 лет после получения паспорта школьник может открыть собственный счет в банке и оформить личную карту. 

Шаг 6. Увеличиваем накопления

Школьник, чтобы увеличить свои накопления, может обратиться к своим родителям и попросить их открыть вклад или накопительный счет в банке на его имя. Эти финансовые инструменты помогут увеличить собранные средства, пусть  ненамного, но без риска потерять накопления вовсе. В 18 лет школьник сможет их снять или продолжить копить. 

Шаг 7. Поддерживаем мотивацию

Накопление денег – это не только финансовый, но и психологический процесс. Если он кажется скучным и хочется сдаться, можно добавить несколько действий, которые «обманут» мозг:

Например, устраиваем челлендж «365 дней». Для этого берем лист бумаги и чертим таблицу. В каждый ячейке – цифра от 1 до 365. Принцип простой: каждый день кладем в копилку (шкатулку, банку, тумбочку, но лучше на накопительный счет) количество рублей, соответствующее цифре, после чего зачеркиваем ее. То есть: в первый день кладем рубль, во второй – два, в третий – три…, а в 365 – 365 рублей. Можно идти по порядку, а можно зачеркивать числа наобум, главное – делать это регулярно. В конце года в копилке окажется 66 795 рублей. О других способах, которые помогут быстро накопить деньги, рассказывали здесь.

Накопление денег – несложный, но требующий усилий процесс. Если следовать этому алгоритму, накопить на мечту обязательно получится! Со временем. Пройдя путь к финансовой цели шаг за шагом.