Получить соцвыплату, увеличить пенсию, разморозить акции: новые схемы мошенников
«Помогите» продавцу маркетплейса
Широкое распространение в последние недели получила схема, когда телефонный мошенник, представляясь продавцом маркетплейса, например Яндекс-маркета или Ozon, уговаривает клиента помочь ему поднять свой рейтинг. По легенде, чтобы помочь «продавцу», нужно купить его товары. Затем заказ аннулируется, а деньги возвращаются, да еще и с благодарностью в 4-5% от суммы заказа.
Как правило, начинается такая история с малых покупок – помощник убеждается, что схема работает и он на этом даже немного зарабатывает. Затем покупателю предлагают купить с последующей отменой заказа более дорогой товар. Тут-то злоумышленник и предпочитает исчезнуть с деньгами доверчивой жертвы.
Счет в иностранном банке
Мошенники -по телефону и в соцсетях- объясняют человеку, что из-за санкций хранить деньги в российском банке небезопасно, поскольку в любой момент их могут заморозить и снять их не получится. Доверчивому гражданину предлагают дистанционно открыть счет в иностранном банке, поскольку там его сбережения будут в большей безопасности.
Для того чтобы завести счет, нужно внести первоначальную сумму. На этом все и заканчивается – мошенник, завладевший деньгами, перестает отвечать на сообщения и пропадает вместе с чужими сбережениями.
Увеличение пенсии
Часто жертвами мошенников становятся пенсионеры. Злоумышленники звонят по телефону и представляются профессиональными юристами. Они убеждают в том, что Пенсионный Фонд допустил ошибку в расчете пенсии, и предлагают увеличить выплату за определенное вознаграждение.
Доверчивых бабушек и дедушек приглашают прийти на очную «бесплатную консультацию по перерасчету пенсий». Оказавшись с пожилым человеком один на один, профессиональные аферисты проводят психологическую обработку и убеждают клиента заключить договор. Стоимость такой услуги – десятки, а в некоторых случаях сотни тысяч рублей.
250 тысяч рублей по соцконтракту
Злоумышленники используют не только телефонные звонки, но и рассылку в популярных социальных сетях. Например, пользователей Telegram начали информировать о том, что они якобы имеют право на 250 тысяч рублей по соцконтракту. Для получения выплаты достаточно пройти по ссылке на «сайт Госуслуги» и заполнить форму.
Доверчивые граждане переходят на сайт-клон и вбивают там свои паспортные данные, а также информацию о карте «для перечисления средств». Дальше дело техники: злоумышленники сразу обнуляют счет жертвы.
О том, кто может заключить социальный контракт и как это сделать, можно прочитать здесь.
Разморозить иностранные акции
Около пяти миллионов российских инвесторов столкнулись с заморозкой иностранных ценных бумаг. Этим обстоятельством сейчас активно пользуются аферисты. Они представляются сотрудниками брокерской компании и предлагают людям услугу разблокировки.
Для этого замороженные ценные бумаги нужно перевести на другой счет, с которого их без проблем можно в дальнейшем продать. При этом аферисты требуют оплатить комиссионное вознаграждение брокеру за услугу по переводу и разблокировке. Контакты потенциальных жертв злоумышленники находят в специализированных группах пострадавших инвесторов.
Проверка на мошенников
По электронной почте, в смс-сообщении или в социальных сетях злоумышленники присылают ссылку на сайт, где якобы можно проверить свою банковскую карту на утечку данных. Стоит ввести номер карты, срок ее действия, имя владельца и cvc-код, как эта информация оказывается в руках настоящих мошенников.
Единый внутрибанковский счет
Мошенники звонят от имени правоохранительных органов и сообщают человеку о том, что его персональные данные оказались скомпрометированы. При этом списания идут не со стороны конкретного банка, а по «единому внутрибанковскому счету», который открыт в Центробанке. Для того чтобы «спасти деньги», клиента переключают на «сотрудника департамента безопасности ЦБ».
Дальше клиента убеждают, что безопаснее будет застраховать общую сумму денег на том самом «внутрибанковском счете», поскольку в случае их хищения мошенниками будет выплачена компенсация.
Звонок робота-помощника
Ещё один вид мошенничества – звонок робота-помощника какого-либо крупного банка. Электронный голос сообщает, что с телефона клиента была подана заявка на изменение номера телефона. Далее робот просит нажать «1», если человек заявку не подавал. Варианты развода могут быть разные: оставлена заявка на получение кредита/подозрительная операция по счету/вакцинация от COVID-19, но во всех случаях требуется нажать кнопку в тональном режиме. После нажатия кнопки робот-помощник переводит вызов на живого оператора, а тот уже попытается выведать данные паспорта или банковской карты.
Звонок от «следователя»
Достаточно часто злоумышленники представляются сотрудниками прокуратуры, полиции, Банка России, Росфинмониторинга, Следственного комитета и других ведомств. «Следователь» сообщает примерно следующее: «Произошло задержание злоумышленника, который хотел взять кредит по вашим данным».
Далее происходит опрос. Звонящего интересует, в каком банке открыта карта, какой срок действия, номер и т. д.
Оплата покупки в иностранном интернет-магазине
Аферисты наживаются и на тех, кто хочет оплатить покупку в иностранном интернет-магазине. После введения санкций сделать это затруднительно, однако добровольные помощники обещают помочь. Схема простая: человек переводит деньги им, а они уже со своего иностранного счета оплачивают покупку.
Иногда мошенники рассказывают, что они собираются обойти санкции с помощью конвертации денег в криптовалюту. Как только деньги попадают аферистам, они исчезают.