Мои Финансы

История школьного инициативного бюджетирования в ханты-мансийском автономном округе – Югра

Поделиться:
Региональная история одной социально-педагогической инновации (школьное инициативное бюджетирование в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре).

Интенсивность развития отечественного образования ставит на повестку дня актуальность управления инновациями в субъектах Российской Федерации. Статья научных сотрудников Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Бориса Куприянова, Елены Карповой, директора АНО «Альянс консультантов инициативного бюджетирования» Михаила Шевелева и первого заместителя директора Департамента образования и науки ХМАО-Югра Снежаны Возняк представляет опыт внедрения школьного инициативного бюджетирования как социально-педагогической инновации в школах ХМАО-Югры.Авторы представляют последовательное описание четырех взаимосвязанных этапов реализации школьного инициативного бюджетирования и приводят эффекты, полученные после внедрения новой социально-педагогической инновации.

Региональная история одной социально-педагогической инновации
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 177–183. ISSN 2073-1426Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 177–183.ISSN 2073-1426

Обсуждение скорости изменений стало общим местом для большого массива публикаций о современном образовании. Важный вклад в эти изменения вносят инновации, реализуемые на региональном уровне. В 2021 году Департамент образования Ханты-Мансийского автономного округа принял решение о реализации в общеобразовательных организациях региона практики школьного инициативного бюджетирования. Партнером в этом проекте выступил центр инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации. Два года внедрения этой инновации заслуживают детального рассмотрения.

Обзор научной литературы

Ориентиром для изучения инновационных процессов в сфере образования являются концептуальные разработки большой плеяды отечественных авторов (М.В. Кларин, С.Д. Поляков, А.И. Пригожин, М.М. Поташник и других). Анализ традиционных подходов позволяет трактовать инновацию в образовании как многогранное социально-педагогическое явление. Гранями инноваций в образовании могут быть обозначены:

  • деятельностная проекция: образовательная инновация выступает инструментом модернизации образовательных практик, организаций, институтов за счет привнесения (освоения, использования и распространения) в образовательную реальность новшества;
  • проектная проекция: образовательная инновация является ответом на существующие в реальности вызовы, представляет собой объект разработки, подчиняется циклу жизни проекта;
  • процессуальная проекция: образовательная инновация предстает как развертывающаяся во времени совокупность этапов, в ходе которых изменяется статус новшества (например, инновация становится традицией);
  • пространственная проекция: образовательная инновация становится пространством взаимодействия агентов инновации (носителей новшества, продюсеров инновационного проекта) и реципиентов;
  • стилевая проекция: обозначает специфику образовательной инновации как противоположность традиционной практике.
Важными условиями эффективности внедрения инноваций в образовании Е.П. Воронцова называет сочетание административных механизмов социального управления с механизмами самоуправления [Воронцова: 7], И.И. Сошенко – реализацию концепции открытых инноваций [Сошенко: 8], сопровождение развития субъектности педагогов-новаторов, поддержку усиления межорганизационных сетей, развитие сообществ акторов педагогических инноваций [Сошенко: 11], Н.И. Трушакова отмечает актуальность мониторинга инновационного процесса [Трушакова].

Один из известных экспертов в области инноваций С.Д. Поляков, рассматривая различные аспекты инновационных процессов, обращает внимание на особое значение специфики вводимой инновации [Поляков].

Анализ пока еще небольшой научной литературы о школьном инициативном бюджетировании (В.В. Вагин, Б.В. Куприянов, В.А. Федосов) [Асирян, Кураколов; Вагин, Филиппова, Кураколов; Школьное инициативное бюджетирование], собственный практический опыт позволяет позиционировать эту инновацию как социально-педагогическую.

Социальность инициативного (партисипаторного) бюджетирования определяется тем, что население вовлекается в решение актуальных социальных проблем, становится соучастником распределения бюджетных расходов. Социально-педагогическая составляющая связана не только с тем, что школьное инициативное бюджетирование предполагает участие в этой практике обучающихся, но и тем, что фактически в совместную деятельность объединяются школьники, их родители, педагогические работники, администрация образовательной организации, общественность.

 Инициативное бюджетирование содействует интеграции участников образовательных отношений в детско-взрослую общность [Шустова: 7], формированию общих демократических ценностей сотрудничества в сфере обустройства жизни школьной общности. Социально-педагогический характер школьного инициативного бюджетирования обусловлен еще и тем, что эта практика осуществляется за счет проектных инициатив обучающихся, разработка которых стимулирует консультативную и экспертную коммуникацию со взрослыми (специалистами в области строительства, транспорта, дизайна и т. д.).

Воспользовавшись результатами исследования социальных инноваций И.И. Сошенко для анализа рассматриваемой социально-педагогической инновации, получим следующие характеристики школьного инициативного бюджетирования:

  • позволяет развивать множество неоднородных инициатив участников образовательных отношений, стимулирует социально-педагогическое творчество;
  • представляет собой конгломерат различных проектов;
  • обладает потенциалом перевода школы в режим инновационного развития [Сошенко:11].

На основании всего вышеизложенного сформулируем исследовательский вопрос: каковы особенности процесса внедрения социально-педагогической инновации?

Методами исследования выступали: опытноэкспериментальная работа по реализации практики школьного инициативного бюджетирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, наблюдения за педагогами и обучающимися школ-участников проекта, интервью и социологические опросы.

Как показал опыт привлечения школьников к участию в инициативном бюджетировании в ряде регионов нашей страны в 2019–2020 гг.:

  • обучающимся проще решать актуальные проблемы, те, которые непосредственно касаются их жизненной ситуации, их ближайшего окружения, среды школьной общности;
  • степень вовлеченности в процессы инициативного бюджетирования обучающихся обусловлена прозрачностью процедур оценки и выбора инициативных проектов для реализации.

Для обеспечения эффективности внедряемой практики сотрудниками НИФИ Минфина России была разработана новая модель школьного инициативного бюджетирования, которая предусматривает:

  • интеграцию практики инициативного бюджетирования в образовательный процесс и уклад жизни школьной детско-взрослой общности;
  • направленность на улучшение среды жизни детско-взрослой общности общеобразовательной организации;
  • прозрачность всех процедур оценки и выбора для реализации инициативных проектов (выбор происходит по итогам общего голосования);
  • следование нормам педагогически целесообразного принятия решений во всех фазах цикла инициативного бюджетирования. Основные идеи и описание модели было представлено в Концепции школьного инициативного бюджетирования [Школьное инициативное бюджетирование: 9].

Приступая к реализации социально-педагогической инновации, группа новаторов опиралась на идею, что школьное инициативное бюджетирование может рассматриваться как драйвер развития образовательных организаций и учебно-воспитательных практик в них, а именно:

  • развитие имеющихся форматов и содержания (опора на традиции общеобразовательной организации, монтируется в привычные форматы, обогащая их и модифицируя);
  • внесение нового контента и новых форматов (внесение множественных локальных инноваций, конкретизируя установки ФГОС, Примерной программы воспитания и других документов).

Координатором деятельности по внедрению инновации выступил Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения ХМАО – Югры. В свое время этот центр был создан для формирования региональной системы финансового образования, способствующей передаче знаний, навыков и умений различным категориям населения, содействия созданию эффективной инфраструктуры информационной, консультационной и методической поддержки деятельности по формированию и развитию компетенций в сфере финансового просвещения у различных целевых и возрастных групп населения региона.

Процесс распространения социально-педагогической инновации – внедрение школьного инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – в настоящее время можно представить как последовательную реализацию четырех взаимосвязанных этапов: подготовительного, практического тестирования инновации, скорректированного внедрения инновации, завершающего этап внедрения инновации.

Подготовительный этап (май – сентябрь 2021 г.) решал задачи формирования позитивного образа школьного инициативного бюджетирования у педагогов и руководителей школ округа, корректировки программно-методического обеспечения внедрения инновации в образовательных организациях ХМАО (Югра). В мае в г. Сургуте для педагогической общественности региона был проведен семинар «Основы школьного инициативного бюджетирования», в мероприятии приняли участие представители муниципальных и региональных органов власти, руководители и сотрудники Департамента и отделов образования, руководители образовательных организаций.

В июне состоялась проектная сессия «Школьное инициативное бюджетирование в системе воспитательной работы школы», в процессе которой осуществлялось стратегическое планирование инновационной деятельности в регионе. Школьное инициативное бюджетирование как инновационная воспитательная практика была представлена в августе на совещании руководителей образовательных организаций ХМАО.

Особое место на подготовительном этапе было отведено нормативно-правовому обеспечению школьного инициативного бюджетирования в образовательной организации. Для ответственных лиц, принимающих бюджетные решения в образовательных организациях, крайне важно иметь комплекс нормативно-правовых актов, позволяющих всем участникам процесса действовать строго в рамках действующего законодательства. С этой целью были разработаны проекты документов как на уровне образовательной системы субъекта, так и проекты локальных актов для школ.

Особое внимание было уделено разработке и обсуждению нормативно-правовых актов в образовательной организации. В ходе дискуссии были выделены и определены следующие основные принципы и подходы, которые должны были соблюдаться при подготовке документов:

  • составлен основной перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть приняты в образовательных организациях (Приказ директора о реализации школьного инициативного бюджетирования, Положение о школьном инициативном бюджетировании, Протокол заседания Управляющего совета школы);
  • установлено обязательное требование о размещении локальных нормативных актов на официальном сайте школы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети ‟Интернет” и обновления информации об образовательной организации»;
  • предусмотрено закрепление ответственного лица в составе администрации образовательной организации – куратора школьного инициативного бюджетирования, а также введение плана реализации инициативного бюджетирования с конкретными мероприятиями и сроками их проведения по каждой процедуре цикла.

Этап практического тестирования инновации (октябрь 2021 г. – январь 2022 г.)

В октябре представители общеобразовательных организаций региона, принявшие решение непосредственно познакомиться с практикой инициативного бюджетирования, встретились на площадке обучающего интенсива (программа «ШкИБ-кэмп»), делегации включали как административных работников, так и учителей и обучающихся (как правило, 3–4 старшеклассника). Обучающий интенсив был призван содействовать самоопределению участников и подготовку детско-взрослых команд носителей социально-педагогической инновации. Программа трехдневного обучающего интенсива предусматривала параллельную работу курсов повышения квалифи кации для педагогов и симуляционного семинара для школьников. В ходе курсов для педагогов практика школьного инициативного бюджетирования была представлена в контексте реализации задач воспитания, большое внимание было уделено нормативно-правовому обеспечению внедрения инновации. Симуляционный семинар для школьников был ориентирован на обеспечение непосредственного последовательного проживания участниками всех процедур школьного инициативного бюджетирования (цикла ШкИБ). В ходе обучающего интенсива обе группы (школьники и педагоги) дважды встречались в рамках деловых игр.

По итогам обучающего интенсива 8 общеобразовательных организаций подали заявки на участие в программе школьного инициативного бюджетирования в ХМАО – Югра. В последующие два месяца (октябрь – ноябрь 2021 г.) в этих школах, впервые на территории округа, был осуществлен цикл школьного инициативного бюджетирования. В образовательных организациях, ставших площадками внедрения социально-педагогической инновации, можно зафиксировать два сценария инициативного бюджетирования: краткосрочное «погружение» (все процедуры были проведены за три дня в рамках традиционного пришкольного лагеря, этот сценарий во многом копировал образовательный интенсив);

  • длительное развертывание (проведение процедур заняло 1,5 месяца).

На протяжении октября – ноября 2021 года для всех восьми школ было организовано консультационное сопровождение инновационной деятельности, за каждой образовательной организацией были закреплены эксперты и согласован еженедельный график консультаций. Консультационное сопровождение инновационной деятельности осуществлялось в форме установочных и мониторинговых онлайнвстреч, на которых давались подробные рекомендации по реализации процедур школьного инициативного бюджетирования, также осуществлялся режим обратной связи для сбора и обобщения информации по итогам проведённых мероприятий. Индивидуальные консультации проходили в социальных сетях, мессенджерах (WhatsApp, Viber), по телефону, в Zoom-конференциях, по электронной почте и с использованием чат-бота в Telegram. Консультирование позволило новаторам более уверенно планировать свою деятельность, оперативно принимать решения, вносить коррективы в организуемые процессы, соблюдать календарный график цикла школьного инициативного бюджетирования.

Завершающим актом практического тестирования инновации стал конкурс лучших проектов школьного инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021 году – первый в России соответствующий конкурс на уровне субъекта Федерации. Итоги конкурса были подведены на Открытом форуме «Школьное инициативное бюджетирование», который состоялся в мае 2022 г. в г. Сургуте.

Этап скорректированного внедрения инновации (март – август 2022 г.). Важной вехой распространения практики школьного инициативного бюджетирования в округе стал второй образовательный интенсив («ШкИБ кэмп – 2») в марте 2022 года, по итогам которого о готовности к внедрению этой социально-педагогической инновации заявили еще 20 общеобразовательных организаций. Таким образом, с марта по май в школах округа второй раз была реализована практика инициативного бюджетирования. Анализируя опыт участия школ, прошедших и «осенний» и «весенний» циклы, необходимо выделить несколько аспектов, показывающих изменения в практике школьного инициативного бюджетирования.

Во-первых, новшеством в сфере нормативно-правового обеспечения инновационной практики стал разработанный и включенный школами в свои рабочие программы воспитания модуль «Школьное инициативное бюджетирование», этот шаг содействовал легитимизации ШкИБ.

Во-вторых, в отдельных школах трансформировался сам подход к инициативному бюджетированию школьников, акцент был перенесен с решения хозяйственных вопросов на обеспечение вовлеченности обучающихся, стимулирование воспитывающих ситуаций и педагогического сопровождения деятельности обучающихся в этих обстоятельствах. Такой подход отразился в отношении к размерам бюджета, выделяемого на инициативные проекты, к определению количества проектов-победителей, в значении качества работы кураторов с проектными командами школьников. Так, например в МОУ СОШ № 7 г. Когалыма в «осеннем» цикле победителем был признан один проект с бюджетом 150 000 руб. («Школьные диванчики»), а в «весеннем» – при бюджете менее 50 000 руб. – в финал голосования вышли 5 проектов: «Новая жизнь музыкальной студии» – косметический ремонт, «Зазеркалье» – зеркала в дамской комнате, «Голос стен» – создание фотозоны на стене рекреации, «Экобатл» – разработка и проведение экологической игры и «Анонимная композиция» – реставрация деревянного панно в холле. Все эти проекты имеют шансы быть реализованными, а некоторые уже осуществлены.

В-третьих, после первого «ШкИБ кемпа» оказалось, что участие в симуляционных процедурах привело к восприятию школьного инициативного бюджетирования как игры-симуляции (педагоги и обучающиеся так и стали говорить: «Сыграли в ШкИБ»). Такой образ инновационной практики представлялся совершенно непродуктивным, поэтому было решено в непосредственной коммуникации избегать слова «игра», поискать несимуляционные формы обучения инновационной практике.

В-четвертых, после осеннего цикла ШкИБ эксперты пришли к выводу, что управлять внедрением инновации в образовательных организациях удобнее, если все школы ориентируются на единый график цикла школьного инициативного бюджетирования в ХМАО (для каждой процедуры установлены временные рамки проведения: сроки информирования, экспертизы, единый день голосования). Такой подход позволил более четко выстроить мониторинг, и, хотя школы работали в разном темпе, коммуникация между ними позволяла видеть продвижение коллег и стимулировала всех участников инновационного процесса.

Весенний образовательный интенсив позволил создать горизонтальные связи между школами-участниками инновации, особую роль сыграла демонстрация своего опыта двух общеобразовательных организаций, которые прияли участие в первом цикле школьного инициативного бюджетирования в ХМАО.

Завершающий этап внедрения инновации (октябрь – ноябрь 2022 г.). В полной мере особенности этого этапа отрефлексировать сложно вследствие того, что он еще не завершен, и тем не менее можно констатировать:

  • экспертам удается осуществлять адресное консультационное сопровождение, при этом явно просматривается индивидуальный вариант внедрения инновации в каждой отдельной школе;
  • в работе кураторов школьного инициативного бюджетирования еще более ярко проявляется самоорганизация;
  • усиливается тенденция к уменьшению размеров бюджета, выделяемого на инициативные проекты школьников;
  • сформулирована идея о том, что размер необходимого бюджета пропорционален возрасту школьников (чем младше школьники, тем меньшая сумма является целесообразной).

Следует отметить, что образовательные организации, включившиеся в реализацию программы школьного инициативного бюджетирования, действовали в рамках существующего бюджетного процесса. Если аналогичные практики в Санкт-Петербурге, ЯмалоНенецком автономном округе, Ярославской области и на других территориях осуществляются за счет целевых средств, направляемых из бюджета субъекта РФ, то особенностью реализации программы школьного инициативного бюджетирования в ХМАО является отсутствие дополнительного финансирования общеобразовательных организаций, то есть руководство школой и управляющий совет изыскивали средства в наличном бюджете. Этот управленческий опыт очень важен и ценен для развития школьного инициативного бюджетирования как в регионе, так и по стране в целом.

С одной стороны, в школах-передовиках мы констатируем использование тех идей и подходов, которые транслированы представителями центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина РФ, с другой – налицо креативный поиск собственных методических решений. Здесь особенно показательна позиция руководителей образовательных организаций: там, где директор готов к диалогу с учениками и социально-педагогическому творчеству, там и видны результаты.

Подводя итог первому году реализации практик школьного инициативного бюджетирования в ХМАО как социально-педагогической инновации, можно выделить ряд эффектов.

Оформился пул из трех десятков общеобразовательных организаций, реализующих эту социальнопедагогическую инновацию. В этих школах возникли общности участников образовательных отношений –общности участников образовательных отношений – активных сторонников школьного инициативного бюджетирования, это обучающиеся-инициаторы и их единомышленники, выступавшие разработчиками инициативных проектов, школьники, принявшие участие в голосовании, родители и педагогические работники, помогавшие детям консультациями, экспертизой, иногда просто добрым советом. Руководителями образовательных организаций отмечается, что у ученического актива образовательных организаций возникла вера в возможность добиться положительных изменений в своей школе, складывается чувство хозяина, гражданина школьной общности.

В школах округа формируется институт кураторов школьного инициативного бюджетирования – это педагоги, прошедшие курс повышения квалификации в сфере инициативного бюджетирования, руководства проектной деятельностью обучающихся, поддержки детских инициатив. Ряд кураторов стали в полном смысле новаторами, пропагандистами инновации. На базе когалымской школы № 7 и Хулимсунтской школы Берёзовского района стали проводиться мероприятия по ознакомлению с практикой ШкИБ для окрестных образовательных организаций. Кураторы инициативного бюджетирования из этих школ активно представляют свой опыт на научно-практических конференциях в различных регионах России.

В качестве отдельного результата можно рассматривать методические материалы, разработанные экспертами НИФИ Минфина совместно с учителями школ округа, в частности это «Руководство», модуль по инициативному бюджетированию для рабочей программы воспитания школьников.

Анализ проектов, инициируемых учащимися в рамках школьного инициативного бюджетирования – своего рода способ диагностировать те потребности подростков, которые в школьных пространствах удовлетворяются не в полной мере.

Одновременное существование в ХМАО инициативного бюджетирования (взрослых) и школьного инициативного бюджетирования позволяет сравнивать эти практики, при всей внешней похожести они кардинально отличаются. Активные сторонники этой социальной педагогической инновации полагают, что школьное инициативное бюджетирование – это про деньги в меньшей степени, в большей степени – про воспитание, формирование школьной демократии, усиление школьной вовлеченности всех участников образовательных отношений.

Список литературы

  • Асирян М.А., Кураколов М.В. Управляющие советы и их роль в развитии инициативного бюджетирования в системе образования России // Педагогика. 2021. Т. 85, № 6. С. 38–41.
  • Вагин В.В., Филиппова Н.М., Кураколов М.В. Выход из заколдованного круга отчуждения: опыт школьного инициативного бюджетирования // Народное образование. 2021. № 4 (1487). С. 36–43.
  • Воронцова Е.П. Инновационный подход к созданию моделей социального управления в сфере социально-педагогической работы: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности Роспатента. Москва, 2005. 20 с.
  • Воронцова Е.П. Инновационный подход к созданию моделей социального управления в сфере социально-педагогической работы: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности Роспатента. Москва, 2005. 20 с.
  • Дидактическое моделирование инновационных образовательных практик: монография / И.М. Осмоловская, Е.О. Иванова, М.В. Кларин [и др.]. Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2019. 226 с.
  • Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. Москва: Педагогический поиск, 2007. 176 с.
  • Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт програм.-целевого упр.: пособ. для рук-лей образоват. учреждений. Москва: Новая шк., 1996. 317 с.
  • Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социал. пробл. инноватики). Москва: Политиздат, 1989. 270 с.
  • Сошенко И.И. Управление социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Томский государственный педагогический университет. Томск, 2021. 25 с.
  • Трушакова Н.И. Инновационный подход к управлению развитием муниципальной образовательной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Чита, 2008. 23 с.
  • Школьное инициативное бюджетирование в общеобразовательных организациях Российской Федерации: учебно-метод. пособие / В.В. Вагин, Н.М. Филиппова, М.В. Кураколов, Б.В. Куприянов. Москва: Сам Полиграфист, 2021. 51 с.
  • Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности: монография. Москва: Пед. о-во России, 2018. 172 с.

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Как к вам обращаться

Адрес электронной почты

Ваше обращение

С этим материалом читают: