В рамках проектной школы «Социальная мобильность», организуемой Лабораторией социальных наук (SSL), исследовалась социальная мобильность как возможность свободного выбора жизненного пути. Программа школы состояла из двух этапов – исследовательского и проектного, где участники разрабатывали конкретные проекты для того чтобы повысить качество жизни людей вне зависимости от места жительства, возраста, социального и материального положения.
Один из реализованных кейсов участников школы – исследование ситуации в моногороде Качканар Свердловской области и воплощение в жизнь проекта, способного повысить качество жизни проживающих в нем людей. Проблема на которой сконцентрировались исследователи, состояла в изучении возможностей досуга в Качканаре для молодежи в возрасте 16-29 лет (это 5859 из 39338 жителей). Самая большая группа горожан представлена пенсионерами – 24% от общего числа, что говорит о крайне высоком уровне демографической старости. Исследование выявило основной запрос молодежи: «Хочу, чтобы в моём городе было место, где можно с пользой проводить время, находить знакомства, учиться новому».
Проект, который было решено реализовать в Качканре, состоял в преобразовании городской библиотеки в центр актуальных знаний. Это было реализовано через создание актуального для молодежи событийного контента и внешнего преображения пространства. За основу была взята проходящая в библиотеке еженедельная игротека, которую трансформировали в привлекательное событие. Была создана атмосфера «третьего места»: уютный украшенный зал, чай и печенье, тесное расположение столов, фоновая музыка. Игротека стала регулярным событием и собирает большое количество посетителей. С 7 апреля по 12 мая прошло 6 игротек.
В результате был запущен процесс формирования сообщества. Далее исследователи совместно с активистами сообщества сделали редизайн нескольких пространств библиотеки, используя картон, скотч и другие доступные материалы. Участников поделили на две команды. Первая выполняла придуманный исследователями дизайн-проект и тестировала формат «картонии» с точки зрения полезности и развития навыков. Вторая команда тестировала принципы, которым должно отвечать пространство библиотеки, поэтому самостоятельно разрабатывала дизайн. Результат так понравился посетителям и администрации библиотеки, что было решено оставить дизайн минимум на неделю и начать сбор денег, чтобы воплотить эти идеи в жизнь.
Алгоритм преобразования библиотеки состоит из несколько этапов: Выстроить бренд: сформировать отношение к библиотеке как к модному, полезному и душевному месту для молодёжи. Создать сообщество: сформировать вокруг библиотеки сообщество людей, неравнодушных к трендам, технологиям и образованию. Изменить дизайн пространства: сделать навигацию в библиотеке интуитивно понятной, а помещения зонировать и осовременить. Пополнить библиофонд актуальными книгами: включить передовую литературу по саморазвитию, бизнесу, открыть доступ к онлайн-библиотекам ведущих издательств. Проводить современные форматы мероприятий: на смену лекциям должны прийти практикоориентированные форматы: воркшопы, мастер-классы, edutainment. Найти партнёров: быть на связи с издательствами, администрацией, местным бизнесом и другими библиотеками.
Чтобы масштабировать проект по переустройству библиотек в малых городах в центры актуального знания, участники проекта рекомендуют выстроить экосистему между бизнесом, СМИ, издательствами, министерствами, библиотеками и пользователями. Конкретные шаги: создание команд молодых библиотекарей и обучение их новых методикам, далее команды проектируют решения по развитию библиотек и реализуют при поддержке исследователей. Для финансирования этой работы предлагается создать фонд развития библиотек в малых городах и искать поддержку у бизнеса, градообразующих предприятий моногородов, министерств и других фондов.
В результате в маленьких городах по всей стране смогут появятся места, где можно научиться новому, узнать самую актуальную информацию, освоить базовые навыки и найти единомышленников. Это будет абсолютно бесплатно, люди любого возраста смогут свободно туда приходить. Библиотеки вновь станут востребованными, а её посетители продвинутыми. Стоимость этого проекта (на примере игротеки) составила 24 000 ₽. Как все происходило в Качканаре можно посмотреть здесь. С методологией исследования, выводами и рекомендациями можно познакомиться на сайте SSL http://socialscienceslab.com/cases/9/.