Проверяем по базам
Многие начинают проверку подержанного автомобиля с его осмотра, но лучше сначала «познакомиться» с ним заочно – пробить по специальным базам. Для этого потребуется индивидуальный идентификационный номер машины – VIN (вин-код). Часто продавцы сразу указывают его в объявлении. Если такой информации нет, стоит ее запросить.
VIN не относится к секретной информации, и его разглашение никак не может навредить владельцу. При этом он может многое рассказать о машине. Если собственник колеблется либо наотрез отказывается присылать номер, то это должно насторожить.
Проверить автомобиль перед покупкой можно с помощью специального бесплатного сервиса на «Госуслугах». Нажимаем «Проверить ТС». По этой вкладке можно получить больше информации об автомобиле, чем из сокращенной выписки.
Для получения информации достаточно ввести VIN, номер кузова или шасси и нажать «Продолжить».
Из выписки можно узнать технические характеристики автомобиля: марку и модель, год выпуска, цвет и номер кузова, мощность и объем двигателя, а также тип транспортного средства. Сравните эту информацию с данными об автомобиле, указанными в объявлении.
Обратите внимание на графу с количеством владельцев. Лучше, если у машины был всего один владелец на протяжении длительного периода времени. Если же автомобиль постоянно перепродавали, стоит задаться вопросом: почему прежние владельцы от него быстро избавлялись?
Стоит также обратить внимание на то, кто владел автомобилем. Если это юридическое лицо, то не исключено, что машина работала в такси либо каршеринге. Это значит, что эксплуатация могла быть набережной, а это может привести к поломкам в будущем.
Также из выписки можно узнать, находится ли автомобиль в розыске, залоге (например, у банка), есть ли ограничения на регистрационные действия – ту же самую продажу.
Еще один вариант проверить автомобиль перед покупкой – бесплатный сервис ГИБДД. Зная VIN, можно помимо прочего (регистрация, наложенные ограничения, нахождение в розыске) запросить сведения об участии в ДТП.
Для автомобилей, зарегистрированных в Москве, есть дополнительная возможность проверки по столичным базам с помощью бесплатного сайта «Автокод» – он дает информацию об истории автомобиля (потребуется регистрация).
Бывает так, что покупатель может приобрести юридически чистый автомобиль, а затем появятся ограничения из-за того, что у предыдущего собственника имеются долги. Это возможно, например, в период, когда судебные приставы направили документы на арест машины в ГИБДД, но там данные об ограничениях в базу еще не внесли. Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше проверить продавца на долги и исполнительные производства.
Это можно сделать через банк исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Потребуется ввести фамилию, имя и отчество собственника, а также дату его рождения.
Зеленая рамка и сообщение о том, что по запросу ничего не найдено, будет говорить о том, что у судебных приставов претензий к собственнику автомобиля нет.
Также можно проверить собственника автомобиля на сайте картотеки арбитражных дел на предмет наличия в суде дела о банкротстве. Если купить машину у потенциального банкрота, можно надолго увязнуть в судебных разбирательствах: сделку могут оспорить в рамках дела о банкротстве, особенно если сумма была сильно заниженной.
«При этом полностью обезопасить себя нельзя, поскольку в зоне риска находятся сделки потенциального банкрота за три года до подачи в суд заявления о признании его банкротом. Совет –- не играть с ценой автомобиля, указывать в договоре реальную рыночную стоимость, по которой автомобиль приобретен», – рекомендует адвокат, эксперт «Мои финансы» Кирилл Полещук.
Рекомендация указывать в договоре реальную стоимость автомобиля касается не только ситуации с потенциальным банкротством. Это также защита покупателя в случаях оспаривания сделки и по иным основаниям.
Кирилл Полещук также советует внимательно относиться к заключению договора купли-продажи автомобиля по доверенности. Она может быть уже отозванной, недействительной или поддельной, что в будущем также чревато длительными судебными тяжбами.
С осторожностью стоит отнестись и к приобретению автомобилей, которые ранее не стояли на учете в ГАИ. Не исключено, что транспортное средство имеет неразрешенные конструктивные изменения и, как следствие, его невозможно поставить на учет.
Договариваемся об осмотре машины
Если после проверки интерес к покупке автомобиля все еще есть, можно договариваться об осмотре. Не лишним будет подготовиться и взять с собой фонарик, чтобы с его помощью провести более тщательный осмотр автомобиля – заглянуть, например, под капот. Хорошо, если также получится проверить автомобиль с помощью толщиномера. Это специальное устройство, которое показывает толщину лакокрасочного слоя. Его можно взять в аренду. Слишком много краски означает, что, по всей видимости, машина попадала в ДТП и затем ее восстанавливали.
Если толщинометра с собой не оказалось, а автомобиль при визуальном осмотре понравился, лучше перед покупкой все же съездить на станцию технического осмотра (СТО), где специалист проведет измерение и расскажет о толщине краски. Если владелец отрицает факт участия в ДТП, но толщина краски говорит об обратном – от покупки лучше воздержаться.
Осмотр машины лучше проводить в светлое время суток на открытом воздухе, чтобы была возможность обойти автомобиль и рассмотреть его со всех сторон. В тесном гараже при тусклом свете можно упустить важные детали – недостатки лакокрасочного покрытия, следы вероятного ДТП и кузовного ремонта.
На что обратить внимание?
Стоит внимательно рассмотреть болты, которыми друг к другу крепятся детали кузова. Заводской болт гладкий, а если болт откручивали, то на нем останутся следы – их еще иногда пытаются скрыть окрашиванием. Второй вариант говорит о том, что машина была в ДТП и впоследствии восстанавливалась.
Зазоры между кузовными панелями должны быть равномерными. Если вы видите разницу (например, с левой стороны автомобиля зазоры шире, чем справа), это также косвенный признак аварии.
Лакокрасочное покрытие также может рассказать об участии в ДТП. Иногда изъяны можно определить на глаз – например, заметить разницу в оттенках. При ремонте идеальный тон подобрать выходит далеко не всегда.
Стоит уделить внимание маркировке стекол. Она должна быть одинаковой на всех стеклах. Если, например, одно стекло отличается, скорее всего, была замена. Об этом же могут свидетельствовать стекла, выпущенные после года сборки автомобиля (например, машина была выпущена в 2015 году, а стекло – 2022 года).
Загляните в подкапотное пространство. Не должно быть никаких подтеков, пятен и разводов. Металл в верхней части – полка крыла. Она должна быть ровной, без трещин и заломов. Следы деформации на лонжеронах (ржавчина, трещины и др.) говорят либо о ДТП, либо о плохом состоянии кузова.
Оцениваем визуально салон автомобиля. Смотрим на износ руля, педалей, сидений, рычага КПП, приборной панели и других элементов. По ним можно понять, бережно ли использовался автомобиль или его не щадили во время эксплуатации. Следы разрыва панели в зоне подушки безопасности – признак серьезного ДТП.
Самостоятельно провести полную диагностику двигателя сложно. Для этого необходимо специальное оборудование. По этой причине перед покупкой все же стоит заехать на СТО. Однако при первом знакомств с автомобилем можно послушать двигатель. Если он исправен, то работа будет ровной и ритмичной, без посторонних вибраций.
Если попросить владельца немного проехать, то можно оценить ходовую часть автомобиля (неисправная подвеска стучит), рычаг КПП (передачи должны переключаться без рывков), кондиционер (должен охлаждать салон). Стоит обратить внимание на электронную начинку автомобиля – свет, музыка, центральный замок – все должно быть исправно.
Если вы не понимаете, на что обращать внимание при осмотре авто, лучше взять с собой специалиста либо воспользоваться услугой СТО. Если владельцу нечего скрывать об автомобиле, он согласится пройти процедуру проверки.
Смотрим документы
Перед приобретением важно убедиться, что перед вами тот самый автомобиль. На табличке под лобовым стеклом автомобиля, на пороге под пассажирским сиденьем или на кузове под капотом (в разных автомобилях по-разному) находится VIN. Сверьте его с тем, что указан в документах. Обращаете внимание: номер должен быть четким без следов размытия, царапин и ржавчины.
Недобросовестные владельцы могут постараться его перебить – так обычно продают угнанный транспорт. Если при осмотре VIN возникли подозрения, лучше отказаться от сделки. Такая предусмотрительность поможет избежать проблем с законом в дальнейшем.
Не лишним будет сверить также номер кузова, двигателя, мощность автомобиля и другие данные. Они должны быть одинаковыми в свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) и паспорте транспортного средства (ПТС). Корректировки могут быть, но в этом случае они должны быть заверены подписью и печатью ГИБДД.
Попросите предъявить паспорт продавца. Вы должны убедиться, что приобретаете автомобиль именно у собственника. Если продавец говорит, что он является братом или другом владельца, вариант небезопасен.
Если автомобиль продает перекупщик, это плохой сигнал. Как правило, такой бизнес основан на том, что приобретается машина с недостатками сильно дешевле рынка, затем производится ремонт (часто наспех и некачественный), и автомобиль продается дороже. От такого транспортного средства в будущем можно ожидать неприятности.
Цена сильно ниже конкурентов (20% и более) также должна вызвать вопросы. Не исключено, что владелец торопится, например, в связи с переездом, но возможен и другой вариант – ему не терпится избавиться от авто из-за его плохого состояния.
Что делать перед покупкой:
- Проверяйте автомобиль по открытым базам – какие-то предложения уже на этом этапе отсеются сами собой.
- В светлое время суток внимательно осматривайте автомобиль – он должен быть чистым.
- Внимательно изучайте все документы (ПТС, СТС, паспорт продавца) и сверяйте данные.
- Перед покупкой не жалейте деньги на визит на станцию технического осмотра (СТО).
- Вас должно насторожить, если автомобиль продается сильно дешевле конкурентов. Возможно, это неспроста.