Купил машину в автосалоне со скрученным пробегом: как вернуть и потребовать компенсацию

Поделиться:
Машину со скрученным пробегом можно вернуть в автосалон. Такое разъяснение дал Верховный суд России в специальном обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей. Продавец обязан принять автомобиль назад даже в том случае, если он не знал про заниженные показатели километража.

Кручу-верчу, продать машину хочу

При прочих равных между машинами с пробегом 70 000 и 170 000 километров есть большая разница. Степень износа механизмов последней будет кратно выше. Это значит, что её обслуживание и ремонт будут обходиться владельцу дороже.

Всё дело в ресурсе узлов и агрегатов. Например, в сервисной книжке BMW 1 серии 2012 года выпуска сказано, что на пробеге 80 000 километров рекомендуется заменить цепь двигателя. Такие регламенты составлены для каждого автомобиля, а значит, реальный пробег — это маркер выработанного ресурса, по которому можно оценить будущие затраты на эксплуатацию автомобиля.

От километража, который пробежала машина, напрямую зависит ее цена на рынке. «Уставшая» машина будет стоить дешевле той, которая почти не выезжала из гаража. То же касается и года выпуска автомобиля. Чем моложе машина, тем она стоит дороже. Каждый последующий год жизни цену автомобиля снижает.

Для покупателя это неудобства и лишние затраты. В сервис нужно гнать каждый найденный вариант, а их может быть много. Да и не все продавцы дают согласие на такую процедуру — проще продать машину менее притязательному покупателю.

Покупка кота в мешке

Но одно дело приобретение автомобиля с рук, а другое – в автосалоне. Покупатели полагают, что там-то скручивать пробег не будут. Практика доказывает, что такое мнение может быть ошибочным.

Например, жительница Пермского края Елена В. купила в автосалоне машину Nissan Almera 2015 года выпуска с пробегом 62 000 километров. За автомобиль женщина отдала 580 000 рублей. Позже выяснилось, что реальный пробег в два раза больше — 132 354 километра. Год выпуска на поверку тоже оказался неверным. Машина сошла с конвейера на два года раньше заявленной даты — в 2013 году.

Елена В. написала в автосалон претензию, в которой потребовала расторгнуть договор и вернуть деньги, однако ответа не дождалась. После этого женщина пошла искать справедливости в суде.

Судебная практика

Пермский районный суд, в который обратилась покупательница, принял сторону автосалона. Скрученный пробег и неверно указанный год выпуска там посчитали «несущественными недостатками»:

«Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что между сторонами были согласованы все существенные условия договора, в том числе по характеристикам приобретаемого автомобиля. Истец приняла автомобиль без каких-либо претензий, а недостатки в виде несоответствия пробега и года выпуска транспортного средства не являются существенными», — говорится в материалах дела.

Позже с этим определением согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. Однако Елена В. пошла ещё дальше и обратилась в Верховный суд. Тот уже принял решение в пользу женщины. При вынесении решения суд опирался на статью № 10 закона «О защите прав потребителя». В ней говорится, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю достоверную информацию о товаре.

В специальном обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей Верховный суд России дал следующие разъяснения:

Продавец несет ответственность по договору за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее.

В этом же определении поясняется, что продавец несет ответственность даже в том случае, если он не знал о несоответствии товара заявленным данным. Например, как в данном случае, если бы автосалон сам ранее приобрёл автомобиль с уже скрученным километражом.

Что в итоге?

Верховный суд России вернул дело Елены В. на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Там должны принять решение в пользу покупательницы, после чего станет возможным расторжение договора и возврат автомобиля автосалону. Кроме того, женщина имеет право на возмещение всех юридических издержек и на получение моральной компенсации.

А что, если автомобиль продал сосед?

Если автомобиль приобретен не у юридического лица (автосалона), а у физического (например, машину продал сосед), всё становится сложнее. В этом случае закон о защите прав потребителей не работает. Однако расторгнуть договор и вернуть «уставшую» машину владельцу всё же можно.

Как проверить автомобиль перед покупкой?

  • Внимательно изучите ПТС. Это «биография» автомобиля, в которой указаны технические характеристики, номер двигателя, данные собственников и т.д. Лучше сверить все данные и убедиться, что номер двигателя, например, не перебит. Если у машины было много владельцев, это может быть тревожным сигналом.
  • Загляните в сервисную книжку. В ней ставят отметки о техобслуживании автомобиля. Рядом с каждым ТО указывают пробег на определенную дату. Сравните с пробегом на одометре.
  • Воспользуйтесь сервисом ГИБДД. Ресурс позволяет бесплатно узнать информацию о количестве владельцев автомобиля, участии в ДТП и ограничениях на регистрацию транспортного средства.
  • Запросите информацию в реестре Федеральной нотариальной палаты. Там можно узнать, находится ли автомобиль в залоге у кредитной организации. Если оформлен залог, то автомобиль могут забрать у нового владельца в том случае, если старый перестанет платить по счетам. На этом же сайте можно проверить доверенность (в том случае, если покупаете автомобиль по доверенности от собственника). 
  • Проверьте действительность паспорта продавца. В этом поможет официальный сайт главного управления по вопросам миграции МВД России.  

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Как к вам обращаться

Адрес электронной почты

Ваше обращение

С этим материалом читают: