Мои Финансы

Отпало требование «купи планшет»: как я объяснила ребенку ценность денег

13 ноября 2024

Материал участвует в Эстафете
Перейти на страницу Эстафеты
Поделиться:
Мы, родители детей и подростков, часто отмечаем, что они не понимают ценности денег. Может, это поколенческие особенности – эти «альфы» родились в уникальное время очень высокой скорости технологического прогресса и экономического роста. Это, с одной стороны, открывает для них огромный мир бесконечных и разнообразных возможностей, а с другой – существенно снижает ценность окружающих вещей. А может, это наш родительский баг – не показали, не привили, не объяснили. Светлана Мусиенко, экономист, преподаватель и мама рассказывает о своем опыте воспитания финансовой ответственности.
Светлана Мусиенко
Доцент кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Источник проблемы

Будучи представителем поколения Y – ребенком, рожденным в конце 1980-х годов, чье детство как раз пришлось на один из самых тяжелых в экономическом и социальном плане периодов современной истории нашей страны, я хорошо помню, что такое дефицит. Наверное поэтому, когда у меня появился ребенок, я как будто подсознательно решила: «Я сделаю всё, чтобы он никогда ни в чём не нуждался». К счастью, в этот период в России была благоприятная экономическая ситуация, и, даже несмотря на периодические кризисы и внешние шоки, финансовая система уже была выстроена надежно, что позволяло при должном желании человека иметь стабильный и растущий доход, и следовательно, обеспечивать ребенка всем необходимым (и не очень). 

Обнаружение проблемы

Однажды, перед Новым годом, когда я предложила ребенку традиционно написать письмо Деду Морозу с пожеланиями подарков, он сказал, что не знает, что писать, ведь у него всё есть. Сначала я очень обрадовалась, потому что подумала: «Моя цель достигнута, мы – прекрасные родители, у нашего ребенка всё есть!» А потом задумалась, а что дальше? А если так будет не всегда? Через какое-то время ребенок пришел из школы и сказал: «Я знаю, что написать в письме – я хочу последний айфон». Видимо, мои глаза слишком округлились от удивления, и ребенок тут же добавил: «Мам, а что ты переживаешь? Это же не тебе покупать». Тогда я поняла, что он действительно, просто не понимает истинную ценность денег, и нужно это как-то исправить. 

Современные проблемы требуют современных решений

Как известно, лучше всего мы понимаем что-то на собственном примере. Чтобы объяснить ребенку, что деньги не берутся из воздуха и каждая вещь имеет свою цену, я решила, что ему нужен «собственный бюджет», которым он сможет распоряжаться: решать, например, потратить сразу небольшую сумму на сладости или сохранить ее и скопить на что-то более дорогое и существенное. Встал вопрос, как это лучше сделать? Наличные деньги сегодня используются всё меньше. В московских школах, например, даже за обеды нельзя заплатить наличкой. Решением стал современный банковский продукт (которого и близко не было в моем детстве) – детская банковская карта. Это карта, которую можно оформить на ребенка с возраста 6 лет! При этом не открывается отдельный банковский счет, а карта «привязывается» к счету родителя. Родитель имеет возможность через мобильное приложение банка разделять средства на «свои» и «ребенка», а ребенок соответственно может тратить только свои деньги. 

Учимся играя

Отдельным приятным сюрпризом для меня стало то, что во многих банках есть сервис, который позволяет к таким детским картам назначать различные задания от родителя, за которые потом ребенку «на счет» переводятся деньги. Задания можно назначать самостоятельно и определять их ценность (стоимость). Например: помыть посуду – 100 рублей. Можно указать срок и условие принятие задания «с фото». В некоторых банковских приложениях к детским картам прилагаются игровые сервисы с заданиями по финансовой грамотности – выполняя их верно, ребенок также получает деньги на «свой счет». 

Таким образом, детская банковская карта оказалась отличным способом, чтобы научить ребенка следующим азам финансовой грамотности и ценности денег:

  1. Деньги не берутся из воздуха – их зарабатывают трудом, выполняя какие-то действия.
  2. Разные виды работ имеют разную стоимость.
  3. Деньгами можно распоряжаться по-разному: тратить небольшие получаемые суммы сразу или собирать их, как в 
  4. копилку, и откладывать на дорогостоящую покупку. 

Когда у ребенка появилась его карта с его деньгами, он сразу стал спрашивать, сколько стоит та или иная вещь. Сейчас он отдает мне наличкой все подаренные родственниками деньги, просит перевести эту сумму на его карту, плюс выполняет задания по учебе и дому за небольшое вознаграждение. Так он копит себе на планшет. Уже без писем Деду Морозу.      

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Как к вам обращаться

Адрес электронной почты

Ваше обращение

С этим материалом читают: