Родители или законные представители будут получать уведомления о выдаче карт их детям и обо всех операциях по ним. Нововведение коснется подростков от 14 до 18 лет. Способ информирования взрослых о финансовых операциях по счету несовершеннолетнего банк укажет в договоре.
Инициатор требования – Банк России. Ранее глава регулятора Эльвира Набиуллина уже отмечала необходимость введения подобного механизма, так как есть опасная тенденция по вовлечению подростков в дропперство. При этом часто подросток не осознает, что участвует в преступлении.
Ежемесячно дропперами становятся около 80 тыс. человек. Чаще всего в подобные мошеннические схемы вступают молодые люди, подростки и несовершеннолетние, отмечают представители Банка России. Объявление преступников замаскировано под предложение о дополнительном заработке. Злоумышленники предлагают подросткам разные варианты, например, оформить на себя за вознаграждение банковскую карту, а затем передать ее и доступ к дистанционному банковскому обслуживанию третьим лицам. Либо несовершеннолетний должен открыть банковскую карту для перевода на нее средств, а потом снять эти деньги в банкомате. За обналичивание чужих денег с помощью своей карты ему обещают процент.
Психолог Елизавета Филоненко, комментируя законодательное требование Банка России, отметила, что мера важна не только для защиты финансов семьи и ребенка в частности, но и для формирования у него четкого понимания границ ответственности.
Эксперт подчеркнула, что родители должны объяснить подростку то, что, открывая карту, он, в первую очередь, будет получать туда средства, выделенные семьей. Следовательно, они имеют право знать, на что они тратятся. «Ключевой вопрос – чьими деньгами распоряжается подросток, используя карту? В большинстве случаев ответ однозначный: это деньги родителей. Семья может предоставить эти деньги в пользование ребенку, но глобально родители за них отвечает», – считает психолог. Родителю нужно поговорить с подростком и озвучить, что такое требование будет действовать, «пока человек не созрел. В случае нашего государства, это определяется возрастом, т. е. достижением совершеннолетия. Поэтому никакие границы подростка здесь не нарушаются».
Второй момент, который нужно обсудить, – правовые нормы и финансовая безопасность. Подросток, умышленно помогая мошенникам или делая это невольно, становится соучастником преступления, и за это ему грозит уголовная ответственность. Действия дропперов могут быть квалифицированы как мошенничество и легализация (отмывание) денежных средств, полученных другими лицами преступным путем. Кроме того, в законе предусмотрена гражданская ответственность, по которой участник финансового преступления должен компенсировать «неосновательно приобретенное». В случае с подростком такая обязанность может быть возложена на его родителей или законных представителей. Поэтому контроль финансовых потоков и правового поведения подростка в данном случае тоже является «нормальной и здравой мерой».
«Если ребенок несовершеннолетний и мы видим, что какие-то действия, финансовые операции могут быть для него опасными, то в дело вступает совершеннолетний – со стороны банка и со стороны семьи, т. е. тот, кто будет контролировать», – заключила психолог Елизавета Филоненко.