Живой ажиотаж
Как только западные страны объявили о санкциях, к аптекам потянулись люди. Покупатели готовы были отдать последние деньги за лекарства из опасений, что импортные препараты перестанут поставлять в Россию.
Спустя некоторое время полки российских аптек действительно поредели. В регионах ощутили нехватку препаратов для лечения хронических заболеваний: онкологии, ХОБЛ, астмы, болезней сердца, гипертонии и т.д. Однако эксперты связывают это не с санкциями, а именно с ажиотажным спросом. Казалось бы, верная стратегия «запастись впрок» в случае с лекарствами сыграла злую шутку.
«Пациенты с хроническими заболеваниями делают существенные запасы, – рассказал директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. – Если в нормальных условиях за препаратом в аптеку приходили 5-10 человек в день, а сейчас приходит 50-100 человек, то никаких запасов в товаропроводящей цепочке не хватит».
Из-за повышенного спроса аптечной рознице пришлось в оперативном режиме наращивать закупки. По каким-то позициям это сделать удалось, в других случаях сложности остаются.
«Поскольку логистические цепочки в отдельных случаях разорваны, приходится искать альтернативные маршруты, – продолжает Николай Беспалов. – Эта работа сейчас активно ведется. Я думаю, что в ближайшее время проблемы будут сняты».
По одной упаковке в одни руки
Для того чтобы охладить ажиотажный спрос, аптеки прибегают к радикальным методам: ограничивают продажу лекарств в одни руки. Эта мера позволяет справиться с ситуацией.
«Сейчас глобального дефицита практически нет, – заявил «Мои финансы» фарманалитик, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. – Даже препараты гормона щитовидной железы появились. Правда, аптеки ограничивают продажу в одни руки для того, чтобы не потакать тому ажиотажному спросу, который и привел к дефициту этих препаратов».
К этой же хитрости аптеки прибегали в пандемийном 2020 году. Тогда люди тоже активно тратили деньги и покупали медикаменты на всякий случай. Эта осторожность в результате обернулась лишними тратами.
«В пандемию COVID-19 люди закупились антибиотиками и гормональными препаратами, – вспоминает Сергей Шуляк. – Они лежат в аптечках до сих пор. В скором времени истечет их срок годности, они окажутся в мусорном ведре, затем на свалке, а после – поступят в окружающую среду, что является большой бедой для экологии».
Влияние курса доллара на цену лекарств
Реакцией на ажиотажный спрос стал рост цен. Стоимость лекарственных препаратов в некоторых аптеках менялась прямо на глазах у изумленных покупателей.
«Фармацевт пробила одну пачку, а вторую взяла в руки и говорит: „Эта будет стоить на 270 рублей дороже, поскольку препарат пришел уже другой партией, – рассказывает пенсионерка из Самары Валентина К. – Я, конечно, возмутилась, но взяла. Делать нечего. Вдруг потом бы вообще не купила».
В начале марта рубль сильно лихорадило. 7 марта доллар вырос на Московской бирже до 140 рублей. Это привело в том числе к росту цен на лекарства, которые производятся за границей.
Затем Банк России ввел валютные ограничения, и эта мера позволила рублю существенно укрепиться. Впрочем, цены на медицинские препараты снижаются не так активно. В основном из-за того, что аптеки распродают старые партии, закупленные по высокому курсу. Помимо этого, в США и Евросоюзе сейчас активно растет инфляция, которая также влияет на цену препаратов.
«За последние месяцы мы наблюдаем инфляцию в долларах и евро, – рассказал «Мои финансы» Сергей Шуляк. – Препарат, который раньше продавали по одной цене в евро, сейчас стоит уже по-другому. Цена его меняется. В итоге мы имеем изменение конечной стоимости препарата в наших аптеках».
Что дальше?
Большинство иностранных производителей лекарств свои поставки в Россию не остановили. Кроме того, по данным специализированного фармоператора NC Logistic, препараты произвели с запасом до конца текущего года.
Эксперты уверяют: паника в данной ситуации – плохой советчик. С одной стороны, она приводит к временному отсутствию лекарств на полках. С другой – к обилию в домашней аптечке препаратов, которые, скорее всего, не пригодятся, а отправятся в мусорное ведро после истечения срока годности.
Приобретать нужно только то, что действительно нужно. Например, если дома закончился активированный уголь или блистер парацетамола, то такая покупка действительно будет оправданна – препараты будут под рукой, и не придется срочно бежать за ними в аптеку, когда возникнет такая необходимость.
Что касается закупки препаратов впрок, то это приводит, в первую очередь, к неоправданным тратам. Прежде чем совершить покупку, важно провести ревизию аптечки и вспомнить, что лекарства – это не спички и не соль, у них есть срок годности и часто он заканчивается раньше, чем сами препараты.
Многие боятся, что пропадут препараты зарубежного производства. Но эксперты напоминают, что иностранные компании не хотят терять прибыль, поскольку российский рынок является довольно крупным. За 2021 год импорт фармацевтической продукции в Россию составил $13,78 млрд, общим весом 170,38 тыс. тонн.
Впрочем, важен здесь не столько экономический, сколько социальный аспект. Перед производителями, поставщиками и аптечными сетями стоит важная задача: обеспечить людей необходимыми лекарствами.
Меры правительства
Тем временем свою лепту в борьбу с дефицитом лекарств внесли кабмин и Госдума. Вот какие меры были оперативно приняты:
- Процедуру регистрации иностранных лекарств ускорили и упростили.
- Разрешили ввозить и продавать препараты без упаковки на русском языке.
- Создали программу по поддержке фармотрасли. Компании-производители, дистрибьюторы лекарств и аптечные сети могут рассчитывать на банковские гарантии с льготной ставкой комиссии.
- Налаживается импортозамещение препаратов за счет внутреннего производства. Например, дефицитный L-тироксин (препарат для нормализации работы щитовидной железы) будут производить в Новосибирске.
- Заключаются контракты с альтернативными поставщиками, происходит восстановление разорванных логистических цепочек.