Мероприятие по обмену опытом со странами СНГ состоялось 18 октября в онлайн-формате. В обсуждении приняли участие представители вузов и педагогического сообщества, а также сотрудники органов управления образованием и организаций, ответственных за реализацию программ финансовой грамотности стран СНГ.
С современными студентами важно говорить на одном языке и, прежде всего, на практике показывать им, чем может быть полезна финансовая грамотность, считает начальник отдела методологии финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Наталия Клейменова.
Весной этого года Банк России запустил пилотный проект – цикл вебинаров «Финтрек» для студентов вузов по всей стране. Цикл состоял из 8 вебинаров. Задача этого проекта была максимально просто рассказать о сложном, а также дать возможность ребятам подискутировать с экспертами, задать свои вопросы и получить знания по темам, которые обычно не входят в программу обучения», –
Перед запуском «Финтрека» Банк России совместно с ведущими вузами страны провел исследование. Была сформирована фокус-группа из числа студентов, которая определила наиболее интересные финансовые темы. Так, в топ попали криптовалюта, цифровой рубль и информационная безопасность.
По мнению преподавателя Ереванского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмилы Адамян, разнообразить процесс обучения и сделать занятия по финансовой грамотности более увлекательными можно с помощью игровых технологий. Например, в рамках темы «финансовое моделирование» со студентами можно построить личную финансовую модель. Она поможет понять, удастся ли с учетом текущих доходов и расходов исполнить финансовую мечту и накопить на заветную приставку, смартфон или первый ипотечный взнос.
«Если сервисов, которые ретроспективно учитывают наши расходы, очень много, то с планированием бюджета дела обстоят сложнее, и хороших приложений с этим функционалом практически нет, – отметила Людмила Адамян. – Студенты с большим удовольствием строят эти модели, потому что через расчеты они понимают, каких реальных финансовых целей могут достичь».
Несмотря на разнообразие образовательных форматов, наиболее распространенным средством обучения остаются учебники. О принципах и подходах, реализованных при создании учебно-методических комплектов «Финансовая грамотность» для вузов рассказал заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ростислав Кокорев. Он выделил основной набор тем, которые необходимо раскрыть в рамках курса по финансовой грамотности. Речь идет о поведенческих финансах, доходах и расходах, семейном бюджете, расчетах и платежах, сбережениях, кредитах и займах, инвестициях, страховании и валюте. «Вопросы налогов и пенсий можно объединить в тему «общественные финансы». Обязательно нужно говорить о правах потребителей финансовых услуг и их защите. Опционально можно выделить жилищные финансы, цифровизацию и финансовые инновации», – добавил Ростислав Кокорев.
В методических указаниях к нашим учебниками содержится большой набор материалов для проверки знаний студентов: тесты и открытые вопросы к каждой главе, задачи, кейсы, темы для эссе. Все эти материалы можно использовать для итоговых контрольных работ и тестов или, например, взять кейсы в качестве тем для защиты проектов», –
Участники дискуссии согласились, что, как бы грамотно ни был составлен учебно-методический комплекс, ключевую роль в том, чтобы заинтересовать студентов, удержать их внимание и оценить полученные ими знания, все равно играет преподаватель. Ему необходимо учитывать возраст студентов, региональную специфику, специализацию учащихся, следить за тем, чтобы материал оставался актуальным. Сделать это не всегда легко, так как финансовая грамотность предполагает междисциплинарные знания педагога – в экономике, праве, математике и даже в психологии.