Осенью 2018 года по итогам совещания в Ставропольском крае Президент России Владимир Путин поручил Правительству разработать и утвердить к 1 июня 2019 года новую госпрограмму комплексного развития села, чтобы с 1 января 2020 года начать ее реализацию. Ключевым механизмом новой госпрограммы станет конкурс региональных проектов, которые будут софинансироваться государством.
Такие проекты могут быть представлены коммерческими, некоммерческими и общественными организациями, муниципалитетами, инициативными группами сельских жителей и реализованы по следующим направлениям: социальная инфраструктура и жильё, инженерно-транспортная инфраструктура, культура и спорт, среда проживания, содействие занятости населения, государственные услуги, физическая доступность продовольственных и бытовых товаров, финансовые услуги.
Отобранные в регионах заявки будут рассматриваться и ежегодно отбираться для софинансирования Минсельхозом России. На комплексное развитие села через инструменты новой госпрограммы из федерального бюджета планируется направить 1,06 трлн руб., из бюджетов регионов — 174 млрд, из внебюджетных источников предполагается привлечь 1,05 трлн руб. В первый год будут формироваться правовые, организационные и методические условия, необходимые для реализации госпрограммы. Параллельно будет запущен механизм отбора инициативных проектов регионов.
С 2014 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». В рамках данной программы был предусмотрен механизм грантовый поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности по трем направлениям: создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок; сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников; поддержка национальный культурных традиций, народных промыслов и ремесел. Скромный бюджет этого направления и ограниченный перечень тематик, безусловно, не обеспечивали возможность решения всех насущных проблем сельских жителей. Однако, не смотря на сложный механизм реализации, данный инструмент был востребован в российских регионах.
Например, в Хабаровском крае сумели интегрировать средства ФЦП в региональную программу инициативного бюджетирования. К сожалению, в период 2018–2020 годов это мероприятие, стимулирующее использование местных ресурсов на цели социального развития села, практически затухает. В этот период предусмотрено реализовать в среднем за год только 35 проектов, что составляет 11% от среднегодового значения, сложившегося в 2014–2017 годах.