Набрано голосов
Сказка «Родная тропа»
Низкие суровые осенние тучки проплывали над заводью. Голые ветки ивняка и пожухлый камыш напоминали Крякве о неизбежности близящегося перелета в далекую теплую страну на зимовку. Только ныне настроение у уток было не радостное. Оставляли они свою малую родину с тяжелым сердцем. Десятилетия гнездились здесь, на этой тихой реке и теплом уютном болоте стаи уток. Они здесь родились, их деды и прадеды здесь родились, нет ничего милее родного края. Далекое сибирское село, его окрестности оставалось до сей поры самым чистым, самым не тронутым цивилизацией уголком природы. Это уникальная природная территория, где расположены две реки - Большой и Малый Ук, оз. Пановское и ручей Пробежок. На своеобразном полуострове произрастают кустарники, лиственные и хвойные породы деревьев, более пятидесяти видов лекарственных растений. С грустью смотрела Кряква на своих друзей, кто останется здесь на зиму: бобров, ондатр, куниц. Уж начали собираться в стайки утки – кряквы, чирки, лысухи, болотные курицы, камышовки, скворцы. Что беспокоило всех в родовом гнезде: с течением времени спала вода в родной реке Большой Ук, засорились отводы талой воды в болотца, не справляются бобры, делая мелкие запруды на реке. Некогда кипящий жизнью водоем грозится перестать быть родным гнездом для нескольких сотен представителей флоры и фауны. Кряква заметила на берегу своего давнего друга, директора районного музея, расположенного на берегу реки. С надеждой подлетела к нему, села поодаль, повернула головку: мол, смотри, Петрович, нужно вернуть жизнь в родную обитель. Иначе прервется ниточка, оскудеет земля Большеуковская. И Петрович будто понимал, кивал, и в глазах его прочитала Кряква обещание сделать заводь местом не просто лучшим в селе, но и местом науки, познания, притяжения.
….Зима пролетела не заметно. По пути с юга стайки уток перегоняли скворцов и наоборот. Все торопились домой, к родным берегам. Подлетая к родному озерку, Кряква от удивления приоткрыла свой клюв. По берегу реки пролегла целая экологическая тропа - специально оборудованный прогулочный маршрут, не причиняющий вред природе, но позволяющий человеку познакомиться с экосистемами, отдельными природными объектами, представляющими познавательный интерес и имеющими эстетическую и экологическую ценность. Расчищены берега реки, обустроены заводи, расчищены котлованчики для сбора талой воды. В реке, заметно пополнившейся водой, плещутся окуньки, гальяны, под коряжкой замерла молодая щучка. Общая протяженность экологической тропы составляет 300м. Сооружен мостик с перилами, устроен речной пирс, смотровая площадка, дорожки, беседки и лавочки для посетителей, установлены аншлаги и информационные стенды. А на родном для всех обитателей озерке оборудован птичий домик. Чудо какое то! Наперебой галдели скворцы. Они первыми, прилетев, увидели столь значимую перемену. А старик бобер - Игнат неспешно рассказывал, как глубокой осенью закипела работа вблизи музея. Как за всем зорко следил директор Петрович, как он старался обустроить все по-уму, и все приговаривал: лишь бы все вернулись домой: и утка Кряква, и камышловка Юла, и старушка Степанида - болотная курица. Радостные воробьи вторили Игнату, наперебой дополняли его неспешный рассказ. Много помощников оказалось у Петровича. Все жители района поддержали его идею обустройства экологической тропы. И деньги нашлись. И птицы вернулись в свой родной дом, в родную гавань. Для того, чтобы связь поколений не прервалась, чтобы малая родина ежегодно встречала своих питомцев.
Вдалеке Кряква заметила стайку ребятишек. Гордо вела их по тропе воспитатель Детского сада. С большим вниманием слушают детки рассказ о необходимости сохранения флоры и фауны, характерной для северных районов Омского Прииртышья, со все растущим интересом наблюдают за жизнью птиц и животных, понимают необходимость бережного отношения к красоте и многообразию природной среды, для чего и действует Малая экологическая тропа имени Федора Ивановича Новикова. Смотрит Кряква на ребят, а они в круг встали, играть начали, песенки петь, стишочки рассказывать. Поняла тогда Кряква, что у ребят праздник!
Прошло время, Кряква уже высиживала утят в гнезде, когда услышала голоса снаружи. «Кто там еще», - подумала утка и поплыла посмотреть. По тропе шло много школьников, они громко разговаривали, обсуждали живущих здесь типичных представителей флоры и фауны, способы их адаптации к условиям обитания, влияние деятельности человека на экосистемы, взаимодействие природы и общества. Смотрит на них Кряква и думает, как здорово, что тропу эту экологическую оборудовали, ведь какую пользу дает она ребятишкам. Не сидят они у телевизоров и компьютеров, а родной край изучают. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, освоение основ научного творчества, все полученные данные они учатся статистически и математически обрабатывать, анализировать, интерпретировать, писать доклады и статьи. Личность у подрастающего поколения формируется целостная, находится в гармонии с окружающим миром, способна к волевым действиям и решениям. С каждым днем растут у них познавательные и обучающие возможности через знакомство с местной живой и неживой природой, углубляются и расширяются знания по экологии и смежным дисциплинам (биологии, географии, химии), приобретаются навыки самообразования и исследовательской работы. И ведь приобщаются школьники не только к исследованию природы родного края, но и к его культурно-историческому прошлому, к бережному обращению с объектами окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека, развивается чувство причастности к решению экологических проблем. Да и с педагогами, сверстниками, родителями и местной общественностью растет опыт партнерских взаимодействий. «Да, - подумала Кряква, - экологическое просвещение и экологическое образование ребят посредством использования экологической тропы как своеобразного учебного «кабинета» в природных условиях, поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.»
Вывела Кряква утят, и каждый день все вместе они плавали на озере, ели ряску, ныряли и резвились. В один из теплых и солнечных дней увидели утки на тропе детей и их родителей. Очень дружно и весело проводили они время вместе, смеялись и играли, и поняла Кряква, что Малая экологическая тропа – это прекрасная основа для создания одной из форм семейного отдыха в районе, отдаленном от основных культурных центров региона.
А через неделю голоса снова взволновали утку, но не потому, что были громкими, но потому, что были чужими. Всполошилась Кряква, велела утятам из гнезда клюва не показывать, а сама поплыла проверить, что там за шум да гам на берегу. Смотрит на берег, а там Петрович, а с ним народу разного много. Водит их Петрович по экологической тропе, обо всем рассказывает, а они слушают да удивляются, руками разводят и головами кивают. «А люди-то это добрые, - подумала Кряква, - вон лица какие светлые и глаза веселые, туристы это. Экологическая тропа им. Ф.И. Новикова стала еще одной достопримечательностью района и дала возможность дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма, разнообразила экскурсионную программу действующего 17 лет туристического маршрута «Московско-Сибирский тракт – дорога великих ученых, путешественников и каторжников».»
С умилением Кряква взглянула на своих птенцов, появившихся совсем недавно. Это и их будущее. Это их родная земля.
1) обустройство и дальнейшее развитие уникальной природной территории - Малой экологической тропы им. Ф.И.Новикова;
2) сохранение флоры и фауны, характерной для северных районов Омского Прииртышья;
3) воспитание бережного отношения к красоте и многообразию природной среды;
4) экологическое просвещение населения;
5) благоустройство природной территории с целью создания условия для проведения с детьми дошкольного возраста экологических праздников, игр, инсценировок, развивая у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления;
6) создание условий для непрерывного экологического образования в среднем 1000 обучающихся школ района, проведения уроков биологии, географии, экологии, краеведения, занятия научно-исследовательскими проектами, развития творческих способностей учащихся, партнерского взаимодействия с педагогами, родителями и местной общественностью;
7) создание условий для приобщения школьников к исследовательской деятельности природы родного края, его культурно-историческому прошлому, к бережному обращению с объектами окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека, развитие чувства причастности к решению экологических проблем;
8) развитие и продвижение одной из форм семейного отдыха в районе, отдаленном от основных культурных центров региона;
9) увековечивание памяти об известных земляках, внесших большой вклад в развитие Большеуковского района: Ф.И. Новикова – ученом, краеведе, заслуженном экологе РФ, М.А.Пановского – известном купце Рыбинской волости Тарского уезда;
10) создание еще одной достопримечательности района для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма, расширения экскурсионной программы действующего 18 лет туристического маршрута «Московско-Сибирский тракт – дорога великих ученых, путешественников и каторжников» и рост его посещаемости туристами.
1) силами жителей на субботнике подготовить территорию для оборудования объектов, провести санитарную обрезку кустарников, деревьев, вывезти мусор;
2) замостить пешеходную тропу протяженностью 260 метров брусчаткой;
3) обустроить речной пирс;
4) установить арочный вход в начале тропы;
5) установить в начале тропы лестничный сход с перилами;
6) установить скамейки для посетителей;
7) установить аншлаги, информационные стенды, урны;
8) силами работников музея и местных жителей высадить деревья и кустарники, характерные для северных районов Омского Прииртышья, устроить цветники, изготовить и разместить скворечники;
9) оборудовать птичий домик на озере Пановском.
Количество участников инициативной группы, человек
Количество участников собрания, человек
Количество благополучателей, человек
Стоимость проекта, рублей