Набрано голосов
Может ли современный ребенок ответить на вопросы: «Для чего нужны деньги?», «Откуда они берутся?», «Что можно купить за деньги?».
В 2022 году победа в региональном заочном конкурсе видеороликов для детей и молодёжи «Школа финансовой грамотности, дети детям о финансах» с использованием мультстудии подсказала идею разработки проекта: «По ступенькам финансовой грамотности».
Нынешние дети через 5-7 лет будут активными пользователями финансовых услуг, и те принципы и навыки обращения с деньгами, которые они приобретают в детстве, будут воспроизводиться в их взрослой жизни.
Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно несовместимыми. Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности - одна из сложных и, в то же время, важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации. Создание условий для финансово-экономического образования детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Наш проект направлен не только на развитие основ финансовой грамотности у детей, но и на повышение финансовой культуры у взрослых, в соответствии с «Национальной программой повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, разнообразие схем мошенничества сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
В ходе реализации проекта создана и успешно функционирует современная игровая территория для изучения и закрепления на практике знаний по формированию основ финансовой грамотности, которая состоит из: настенных декоративно-развивающих панелей «Финансовая грамотность»: «Офис банка», «Инкассация», «Семейный бюджет», «Супермаркет» (торговый киоск, муляжи фруктов, овощей, продуктов, тележки для продуктов, костюмы по профессиям, тематическая художественная литература); интерактивного банкомата и методического интерактивного стола «Алма: финансовая грамотность» со специальной обучающей программой, программой финансово-патриотического воспитания «Россия: Баланс ценностей».
Проект «По ступенькам финансовой грамотности» превратился в настоящий центр притяжения, как для воспитанников детских садов территориального округа Майская горка города Архангельска, учеников МБОУ СОШ № 7, 95, так и для студентов Архангельского педагогического колледжа, педагогов курсов повышения квалификации Архангельского областного института открытого образования, руководителей и заместителей директоров образовательных организаций города Архангельска и области. За пять месяцев работы с декабря 2024 года, было проведено 32 экскурсии и более 400 гостей посетило территорию.
Партнеры: "Сбербанк России", Банк ВТБ, Отделение Центрального банка РФ, Архангельский педагогический колледж, Архангельский областной институт открытого образования, департамент образования и департамент экономики и финансов. Поддержка социальных партнеров и актуальность темы вызвали неподдельный интерес у жителей Архангельска. Местные СМИ активно освещали мероприятия.
Ключевые факторы, подтверждающие оригинальность, уникальность и значимость данного проекта:
Оригинальность - концепция раннего знакомства детей с финансовыми понятиями в игровой форме.
Уникальность - разработка методических материалов, специально адаптированных для дошкольников.
Значимость - повышение уровня финансовой культуры среди участников образовательных отношений.
Методы подачи материала: использование игровых форматов (игры, сказки, квесты), визуальных материалов (карточки, плакаты), интерактивных занятий, создание мини-маркетов и банковских отделов внутри детского сада позволяют сделать обучение увлекательным и доступным для понимания детьми разного возраста.
Разнообразие мероприятий - тематические занятия, праздники, экскурсии, ярмарки, фестивали, мастер-классы
Социальная адаптация: раннее знакомство с экономическими аспектами жизни помогает детям лучше ориентироваться в окружающей среде и подготовиться к будущим жизненным ситуациям.
Родителям предоставляются консультации специалистов по вопросам воспитания финансово - грамотных детей, проводятся совместные мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия семьи с детским садом. Проект формирует устойчивые ценности, способствующие формированию общества, ориентированного на ответственное потребление ресурсов и финансовое благополучие каждого гражданина.
Таким образом, предлагаемый проект обладает всеми необходимыми характеристиками для успешного внедрения и признания как оригинальный, уникальный и значимый вклад в развитие дошкольного образования в области финансовой грамотности.
формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста для раннего освоения базовых принципов управления ресурсами; подготовка дошкольников к успешному применению полученных знаний в жизни; создание предпосылок для формирования финансовой культуры участников образовательных отношений.
Основой для постановки цели способствовали выявленные проблемы:
1. Недостаточно оснащённая инфраструктура – отсутствие оборудования и специально организованного пространства для занятий финансовой грамотностью.
2. Недостаточная подготовка педагогов: педагоги детских садов зачастую не обладают достаточными знаниями и опытом в сфере финансовой грамотности, что затрудняет проведение и организацию игровых занятий.
3. Трудности подбора содержания методического материала: необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детей, создавать доступный и увлекательный материал, соответствующий интересам дошкольников.
4. Маленький опыт самостоятельной деятельности: многие дети ещё не сталкивались с ситуациями, где необходимо применять экономические знания, что усложняет процесс обучения.
5. Невостребованность родителями: некоторые родители считают, что вопросы финансов сложны для детского восприятия и не видят смысла вводить такую программу в детском саду.
- создать условия для внедрения и апробации различных форм, методов и приемов обучения дошкольников основам финансовой грамотности;
- обеспечить методическую поддержку педагогов при реализации проекта;
- создать материально-техническую базу для организации обучения предпосылкам финансовой грамотности, проведения обучающих мероприятий для педагогов и родителей;
- формировать у детей дошкольного возраста начальные представления о финансах, экономике и правильных подходах к управлению средствами;
- формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности;
- воспитывать финансовую культуру у участников образовательных отношений.
Количество участников инициативной группы, человек
Количество участников собрания, человек
Количество благополучателей, человек
Стоимость проекта, рублей