Набрано голосов
На крайнем Севере живут коренные малочисленные народы: ненцы, долганы, нганасаны и энцы. Они прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую самобытность и традиции. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни, культуру, свой язык.
Актуальность темы защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В настоящее время правовую базу образуют федеральные законы: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Всё чаще в наше время поднимается тема о коренных и малочисленных народах Севера в средствах массовой информации, проводятся выставки в музеях полуострова Таймыр, где представлены уникальные предметы одежды, быта, произведения искусств. Это и вызывает большой интерес к этнокультурным традициям этих народов, как у взрослых, так и у современной молодёжи и детей. Северные народы стараются сохранить не только свои многовековые обычаи, но развивать свои культурные традиции и искусство. Для северных народов характерны свои праздники, которых не встретишь в других частях нашей земли. Это «День оленевода», «Праздник солнца - Хейро», «Праздник первой рыбы», «Праздник спуска байдары на воду». У коренных северных народов своё, особое традиционное мировоззрение.
Нашей командой было проведено анкетирование среди учеников МБОУ «Гимназия №1», близлежащих школ НПР и воспитанников детских садов, их родителей (в т.ч. бабушек и дедушек), главными вопросами которого стали: «Знаете ли Вы историю полуострова Таймыр?», «Хотели бы Вы познакомиться с особенностями культурных традиций коренных народов Севера, принимая участие в творческих мероприятиях?», «Считаете ли вы, что на территории большого Норильска проводится достаточной количество мероприятий, посвященных культурному наследию коренных народов Севера?». Большинство (75%) обучающихся ответили, что их интересует история полуострова Таймыр. Взрослые (педагоги, родители, старшее поколение) - более 43% опрошенных (чаще – бабушек и дедушек) - захотели попробовать свои силы в представлении жизненной философии народов Севера, более 50% респондентов указали на недостаточное количество мероприятий.
Мы изучили рекламные афиши, объявления в городской группе мессенджера «Культурные люди» и пришли к выводу, что на территории НПР немало проводится мероприятий, посвященных культуре народов Севера, но не все из них носят прикладной характер, где люди (дети, взрослые) могли бы научиться создавать изделия-атрибуты северных народов, погружаясь в атмосферу этноса, изучать его изнутри. Именно такие формы привлекают, в первую очередь, и детей, и, как ни странно, пожилых людей, т.к. родители большую часть времени проводят на производстве. Для детей эта деятельность может быть полезна для дальнейшего профессионального самоопределения, а престарелым людям, с одной стороны – с целью передачи опыта молодому поколению, а с другой стороны – социальной востребованности и самореализации.
Говоря об актуальности данного проекта, следует отметить, что возросший интерес к культуре и традициям коренных народов Севера и повышение личной заинтересованности обучающихся к освоению жизненной философии северян, будет способствовать созданию условий для творческого развития личности. Особенность данного проекта прослеживается в повышении творческой активности обучающихся и их родителей, что способствует развитию совместного творчества, освоению нового, возрождению и сохранению традиций. Совместная деятельность под чутким руководством команды проекта способствует формированию устойчивого интереса к деятельности и развитию творческой личности.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: На первом этапе нами создана модель мероприятия «Фольклорная шкатулка» (в рамках гуманитарной каникулярной школы) на базе МБОУ «Гимназия №1» (мини-формат). Команда проекта организовала для команд школьников образовательных учреждений квест по стойбищам в виде интерактивной игры-путешествия в мир фольклора северных народов. В процессе занятий участники собрали информацию об этнических и культурных особенностях того или иного северного народа (эвенков, долган, нганасан, ненцев), посетили импровизированные станции – стойбища, познакомившись с образом жизни народов Севера, с особенностями их фольклора, с декоративно-прикладным творчеством коренных северян, с их народной музыкой и танцевальными движениями. В финале мероприятия школьники вышли на инсценирование сказок северных народов (проектная работа), т.е. обобщили все полученные знания и умения на станциях. Перед представлением сказки каждая творческая группа под национальную мелодию показала элементы танцев той или иной народности. Таким образом, закрытие «Фольклорной самоцветной шкатулки» превратилось в школьный этнический фестиваль. По словам участников, педагогов и их родителей, мероприятие было очень интересным, познавательным, весёлым. Дети ушли домой с прекрасным настроением и сертификатами участников каникулярной гуманитарной школы «Фольклорная шкатулка». Мы провели анализ проведенного мероприятия в мини-формате и расставили новые акценты.
Наша "Фольклорная шкатулка" как масштабное городское мероприятие прошло в формате экспедиции по стойбищам:
1) «Страна оленьих следов»: знакомство с образом жизни народов севера, их бытом, традициями. На стойбище представлена выставка творческих работ преподавателей и воспитанников детской школы искусств «Зов тундры» (юные художники транслируют своё видение природы тундры и её обитателей в технике линогравюра; книжная выставка о малочисленных народах Крайнего Севера под общим названием «Прикоснись к истокам»; импровизированная площадка-чум (традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается оленьими шкурами или войлоком), внутреннее убранство жилища коренных народов Севера (священное место, толь и ларь, люлька); мастер-классы по изготовлению сувениров Севера и оберегов - бисероплетение (кулоны, магнитики), пантомима «Традиции народов Севера» (ребята-волонтеры после мастер-классов преподавателей дают собственные уроки мастерства - это совместная деятельность взрослых и детей -проф.самоопределение и социальные коммуникации); фотозона, где можно примерить национальные костюмы и посидеть в чуме у импровизированного горящего очага.
2) «В гостях у Кыыл-кихи, Нивэникэн и Кукеки» (у долган - олонгко, у нганасан - дюрымы, у энцев - дёричу, у ненцев - лаханако, у эвенков - улгур) : знакомство с пословицами и сказками народов Севера, инсценирование отрывков произведения: эвенков - «Идущих поперёк хребтов», долган, нганасан - народа "ня", ненцев-юраков, энцев – «сомату». На стойбище представлена книжная выставка о малочисленных народах Крайнего Севера под общим названием «Прикоснись к истокам». Волонтеры с помощью фольклора расскажут о колоритной жизни народов Таймыра, их происхождении, материальной и духовной культуре; интерактивная игра "Прикоснись к истокам" (сопоставление русских пословиц /пословиц народов Севера - установление соответствий); инсценирование отрывков из сказок северян (атрибуты - элементы народных костюмов, музыкальные инструменты)/ "теневой театр" народов Севера (сотрудничество с Норильским заполярным театром драмы);
3) «Оленья тропа»: знакомство с декоративно – прикладным творчеством народов Севера: с философией орнаментов в одежде и предметах быта северян (буклет с орнаментами - в приложении; сотрудничество с Норильской художественной школой им.НП.Лоя); мастер-класс по изготовлению головного убора, оформление эскиза одежды; макет оформления фасада здания для пешеходной зоны на ул. Мира с характерным для каждой народности узором.
4) «Давлавун» (песня - "СЁ"): изучение танцевальных движений и традиционных приветствий народов Севера на основе народной музыки (сотрудничество с Норильским колледжем искусства). Творческая мастерская: ритмичные звуки бубна удаганки и обряд очищения дымом «Аластыыр», нганасанский обряд «Имянаречение», игра на музыкальном инструменте-варгане, долганский танец «Хейро», эвенкийский «Ёхорье» и нганасанский «Медвежий танец».
Финальное мероприятие «Фольклорной шкатулки» - этнический фестиваль "Аргишонок" (выступление с каждого стойбища (творческое сообщество)– представление традиционной сувенирной продукции/оберегов от народов Севера/ пантомима «Традиции народов Севера»; инсценирование фрагмента сказок северных народов; презентация группового макета оформления фасада здания или головного убора (в соответствии с буклетом); представление элементов обрядового танца под народную музыку коренных народов Севера, игра на варгане;
Для реализации нашего масштабного проекта мы задействовали площадки учреждений культуры и образовательных организаций в нашем городе.
В течение весны и летнего периода 2023 года приобретены необходимый материал и оборудование (бисер, ткань, костюмы (закупка или аренда), технические средства) – все это материально-техническая база проекта (заложено в бюджете проекта).
Параллельно с разработкой материально-технического оснащения стартовала информационная кампания о проекте в СМИ, социальных сетях, мессенджерах и на досках объявлений, уточнение программы и графика мероприятий. Для этого мы использовали афиши на информационных стендах школ, ресурсы социально-конструкторского бюро гимназии и школьную газету, делать рассылку в классных группах мессенджеров, на сайте школы, посетим родительские собрания и классные часы, заседания РДШ и членов волонтерского профотряда. Сентябрь - октябрь 2023г. - на базе МБОУ «Гимназия №1» и партнеров проекта (Норильского колледжа искусств, Норильской детской художественной школы им Н.П.Лоя) пройдут мастер-классы для организаторов квеста (необходимые ресурсы – время и специалисты).
Важным этапом была организация выездной экскурсии во время весенних каникул всех участников в г.Дудинка («Таймырский Дом народного творчества» и Таймырский краеведческий музей) с целью погружения в мир коренных народов Севера (необходимые ресурсы – автобус, предоставила нам Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г. Норильска; время, экскурсоводы).
В сентябре 2023 года через сайт "Добро.ру"прошел набор волонтеров для помощи в организации и проведении мероприятий проекта, прошли мастер-классы для каждой группы школьников, будут созданы чек-листы по проведению проекта (в целом и для каждого стойбища в отдельности), будет четко обозначен ответственный - руководитель стойбищ, определены его функциональные обязанности. Здесь мы воспользовались информационными ресурсами по организации социально важных мероприятий («Digital – инструменты», вебинары, онлайн-семинары), пригодится и материально-техническая база - компьютеры/ноутбуки с выходом в интернет.
Цель – сохранение и популяризация традиций коренных народов Севера через создание творческого пространства (мастерскую, квест-путешествие по стойбищам); совместная занятость детей и взрослых (с профориентационным направлением - для подрастающего поколения). Польза нашего проекта - норильчане (в первую очередь, ученики школ НПР, воспитанники детсадов и взрослые) в ходе совместной творческой деятельности познакомятся с культурными традициями коренных народов Севера, попробуют себя в роли людей разных профессий, а народам Севера мы поможем сохранить традиции и жизненную философию Таймыра;
1. Провести обучающие тренинги, мастер-классы для всех ответственных за проведение Фольклорной шкатулки» (с привлечением специалистов предприятий – партнеров: КГБ ПОУ «Норильский колледж искусств», МБУ ДО «Норильская художественная школа им. Н.П.Лоя» и услуг сторонней организации – «Норильский Заполярный театр драмы»).
2. Организовать площадки для проведения квест-путешествия по стойбищам в октябре 2023 года (помещения партнеров проекта или (в случае благоприятных условий погоды) пешеходная зона г. Норильска на улице Мира - «Норильском Арбате»):
1) «Страна оленьих следов»: знакомство с образом жизни народов севера, их бытом, традициями;
2) «В гостях у Кыыл-кихи, Нивэникэн и Кукеки»: изучение северного фольклора;
3) «Оленья тропа»: работа с орнаментами декоративно – прикладного творчества северян; 4) «Давлавун» (песня): танец и традиционные приветствия народов Севера;
3. Провести закрытие «Фольклорной шкатулки» в виде этнического фестиваля на празднике "Большой Аргиш" (выступление каждой группы –
1) представление традиционной сувенирной продукции от народов Севера/ пантомима «Традиции народов Севера»);
2) инсценирование фрагмента сказок северных народов;
3) презентация группового макета оформления фасада здания или головного убора (в соответствии с буклетом)/театр моды "Таймыр";
4) представление элементов обрядового танца под народную музыку коренных народов Севера;
4. Информировать о проекте население (презентация проекта, встречи с детьми и родителями, классными руководителями, педагогами, освещение работы в СМИ и интернете). Из членов команды выбрать главного за продвижение (рекламу) нашего проекта в СМИ и фотовыставку/видеоматериалы «Сокровищница Севера».
5. Оценить результаты, провести мониторинг и продолжить работу с учётом самообследования и рекомендаций экспертов; подготовить материалы к тиражированию (интерактивные игры, сайт, образовательные программы).
Общее количество благополучателей – не менее 1500 человек:
-дети и подростки (обучающиеся школ Центрального района города Норильска с 1 по 11 класс (мальчики/девочки), воспитанники детских садов, с 5 до 17 лет, норильчане, жители г. Дудинка) - активные участники, так как умеют инсценировать и рассказывать сказки, танцевать, создавать макеты;
-молодежь (студенты - юноши и девушки, молодые люди от 20 до 35 лет, проживающие в г. Норильске, в Талнахе и Кайеркане) - креативные люди, которые готовы пропагандировать и совершенствовать новые идеи;
-взрослое население (35+) – родительская общественность - люди, проживающие на полуострове Таймыр (мужчины/женщины, бабушки/дедушки, норильчане и жители Талнаха, Кайеркана, охотники, рыбаки, рукодельницы, творческие люди).
Целевая аудитория охватывает население НПР и полуострова Таймыр, так как мы уверены, что все должны знать историю Севера, ибо, как говорил великий ученый М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Слоганы, отражающие идею и цель проекта для целевой аудитории: -для детей и подростков – «Чтобы узнать все о Таймыре (народах, традициях), нужно поучаствовать в нашем этнотурнире!» -для молодых людей – «Аргиш и Таймыр - в будущее Севера поводырь!» -для взрослого населения – «Эвенки, долганы, энцы, нганасане и ненцы - основа Северных квинтэссенций!» -для всех – «Жизнь на Таймыре многогранна! Будем помнить о коренных северянах!»
Наиболее удачный момент Проекта.
Мероприятие «Аргишонок» - этнический фестиваль (представления групп – инсценирование сказок северных народов, демонстрация элементов обрядового танца под музыку, изготовление макета головного убора и пуговицы - элемента одежды с орнаментами, выставка картин и сувенирной продукции).
Достижение цели
Команда проекта организовала участие волонтеров в реализации проекта (члены «Движения Первых» и профтряда гимназии). Проведено обучение волонтеров (на сайте «Добро.ру») и на мастер-классах («Театральное искусство» и «Основы бисероплетения»). Мероприятие «Фольклорная шкатулка» (квест-путешествие по стойбищам) способствовало тому, чтобы жители города обратили внимание на традиции и философию жизни коренных народов Севера (этнические и культурные особенности, художественные промыслы народов: эвенков - «Идущих поперёк хребтов», долган, нганасан - народа "ня", ненцев-юраков, энцев – «сомату»). Команда проекта смогла организовать совместную занятость детей и взрослых - дошкольники и дети школьного возраста смогли проверить себя в разных профессиях: актера, бутафора, дизайнера, корреспондента, взрослые - оказывали помощь в проведении мастер-классов.
2.12.2023г. – проведен квест-путешествие по стойбищам:
-«Страна оленьих следов»: познакомили с образом жизни народов севера (сувениры – магниты «Фауна Таймыра», их бытом, традициями (реквизиты, ремесла), изучили фотоматериалы и работы ремесленников (создание фигуры коренного жителя), бисероплетение (северная рыба – пища северян) (сотрудничество с педагогом дополнительного образования Ликиных М.В. (Творческое объединение «Бусинка»);
-«В гостях у Кыыл-кихи, Нивэникэн, Идэ и Кукеки»: познакомили с пословицами и сказками народов Севера, инсценировали отрывок произведения с куклами – шаманом и долганкой (сотрудничество с театральной студией Гимназии «Метаморфозы»);
-«Оленья тропа»: на основе буклета о декоративно – прикладном творчестве народов Севера изготовили головной убор и пуговицу с характерным для каждой народности узором. (буклет «Философия орнаментов народов Севера» - в приложении; сотрудничество с педагогом дополнительного образования Шелякиной И.В.);
-«Давлавун» (песня): насладились звучанием музыкальных инструментов – варгана, бубна шаманского; представили танцевальные движения и традиционные приветствия народов Севера на основе народной музыки, танец в группе; (сотрудничество с солистами танцевального коллектива «Шкода»);
Мероприятия «Фольклорной шкатулки» («Аргишонок») прошло в виде этнического фестиваля (представления групп – инсценирование сказок северных народов, представление элементов обрядового танца под музыку, изготовление макета головного убора и пуговицы - элемента одежды с орнаментами, выставка картин и сувенирной продукции). Каждый пришедший мог проверить себя в разных профессиях: актера, дизайнера, сценического исполнителя, пресс-службы и т.д.
Количественные результаты
В мероприятии приняло участие не менее 1100 человек, из них более 27 семей с детьми. На мастер-классы (с привлечением специалистов) - 104 человека, на квест-путешествии по стойбищам «Фольклорная шкатулка» - 367 человек, на «Аргишонке» - не менее 2300 человек.
Косвенных благополучателей около 3000 человек. В них входят: 325 человек - зрители мероприятий, 95 человек – взрослые на родительских собраниях, которые мы посетили, 1300 человек - читатели СМИ, в которых будут опубликована информация о нашем проекте, 87 человек - работники МБОУ «Гимназия №1», 450 человек – ученики и воспитанники образовательных учреждений, 46 человек - волонтеры, члены профотряда и «Движения Первых»;
Качественные результаты
-повышение интереса детей и взрослых, проживающих в Норильске, к традициям и обычаям народов Севера;
-разностороннее изучение декоративно-прикладного искусства северян, изготовление сувенирной продукции с орнаментами Северных народов (бисероплетение, головной убор, пуговицы);
-проявление актерских данных участников (инсценирование сказки, танцевальные движения);
-создание разновозрастных творческих групп (обучающиеся гимназии 7-16 лет, учителя и родители, бабушки/дедушки, студенты Норильского колледжа искусств, воспитанники Норильской художественной школы им. Н.П. Лоя); приобретение навыков прикладного творчества, которые многим пригодиться в дальнейшей профессии (дети, подростки), и занятость, и востребованность людей старшего поколения (в первую очередь, пожилых);
-увлечение волонтеров и членов профотряда социальным проектом;
-выставки, совместные мероприятия, фотоколлажи выставок совместного детского и детско-взрослого творчества;
Мы готовы улучшать свой проект и подготовить все материалы для реализации и транслировании его во многих городах России (в том числе, с использованием дистанционных технологий). Предполагается сохранить динамику вовлечённости в наш социальный проект на уровне не менее 70% от общего количества обучающихся, сохранить традицию ежегодного проведения мероприятия для образовательных организаций и учреждений культуры, населения города.
Следующим шагом будет создание творческого объединения «Сокровищница Севера» на базе школьного музея в рамках музейного всеобуча.
Планируется, что с каждым годом все больше учащихся, родителей и педагогов, представителей общественности будут принимать участие в нашем квесте-путешествии. Наше проектное решение смело может перерасти в постоянно действующую экспозицию, квест-путешествие в городе Норильске в рамках Социально-стратегического развития города на 2020-2035 гг.
Для внедрения этого мы готовы пройти стажировку по развитию образовательных проектов, готовы поделиться своим опытом и перенять опыт других; провести детальное исследование по результатам проведенных мероприятий, чтобы определить, куда дальше можем двигаться!
Количество участников инициативной группы, человек
Количество участников собрания, человек
Количество благополучателей, человек
Стоимость проекта, рублей