Проектная деятельность по финансовой грамотности в школе представляет собой практическую и интегративную методику, которая позволяет учащимся не только изучать теоретические аспекты финансов, но и применять полученные знания на практике.
Основная цель такой деятельности — подготовить молодежь к осознанному управлению личными финансами и формированию необходимых навыков для успешной финансовой жизни.
Проектная деятельность начинается с выбора темы. Например, это может быть создание бюджета для школьного мероприятия или разработка простого бизнес-плана для учебной компании. Учащиеся могут делиться на группы, каждая из которых будет работать над своим проектом. Это обеспечивает командное взаимодействие, учит коллегиальности и способствует развитию лидерских качеств.
На начальном этапе важно провести предварительное исследование. Учащиеся могут собирать информацию о различных аспектах финансовой грамотности, таких как управление расходами, накоплениями, инвестициями и кредитами. Это исследование может включать как изучение учебных материалов, так и проведение опросов среди одноклассников и учителей, а также интервью с родителями или местными предпринимателями. Такой подход помогает углубить понимание местной экономики и реальных финансовых практик.
Следующим шагом будет разработка проекта, где учащиеся ответственно подойдут к планированию и организации. Например, если группа работает над созданием бюджета, она должна рассмотреть имеющиеся ресурсы, определить приоритетные расходы и, возможно, даже разработать стратегии по привлечению дополнительных средств, например, через организацию благотворительных мероприятий или акций сбора средств. На этом этапе ученики учатся принимать решения, основываясь на анализе и обсуждении, что развивает их критическое мышление и способность работать в условиях неопределенности.
Важно не забывать и о практике представления проектов. Учащиеся могут готовить презентации для одноклассников, родителей и учителей, что добавляет элемент публичного выступления и помогает развивать навыки общения. Через обсуждения и обратную связь от аудитории происходит дальнейшая корректировка идей, что способствует улучшению проекта. Кроме того, такая форма представления способствует формированию уверенности у молодежи.
После реализации проектов участие в научных конференция со своими проектами на разных уровнях или в реальных финансовых инициативах может быть отличным завершающим этапом. Это может быть, например, участие в школьном бизнес -мероприятии, где учащиеся смогут продемонстрировать свои финансовые навыки в практическом контексте, управляя своими мини-компаниями или организуя финансовые консультации для сверстников.
Новопашина Светлана Александровна
Ведущий советник отдела государственного долга и государственных заимствований Министерства финансов Республики Хакасия