Реализация школьного партисипаторного бюджетирования на территории ЯмалоНенецкого автономного округа осуществляется в рамках проекта «Бюджетная инициатива граждан» («Уютный Ямал»).
С 2022 года губернатором было принято решение о реализации школьного партисипаторного бюджетирования во всех образовательных учреждениях округа.
Все муниципальные образования в автономном округе в составе дотации получают дополнительные средства из окружного бюджета на реализацию инициативных проектов из расчета 300 тыс. рублей на каждое образовательное учреждение (школы, интернаты).
В целях качественного внедрения и реализации школьного партисипаторного бюджетирования в образовательных учреждениях в муниципальных образованиях в автономном округе проводятся ежегодные обучающие мероприятия для детей, преподавателей, представителей органов местного самоуправления.
Все мероприятия, направленные на обучение детей основам инициативного бюджетирования, организованы по принципу:
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Первым мероприятием в рамках внедрения школьного партисипаторного бюджетирования совместно с департаментом молодежной политики и туризма автономного округа в Центре восстановительной медицины и реабилитации «Снежинка» была организована «Лаборатория Уютного Ямала».
Участниками тренингов стали более 500 учащихся, педагогов и представителей органов местного самоуправления.
Проведено 11 тренингов в 9 муниципальных образованиях. В процессе проведения тренинга все участники были разделены на команды с целью имитации деления учащихся на классы в школе для более детального и качественного изучения всех этапов школьного партисипаторного бюджетирования, которое проходило в форме настольных и ролевых игр, организованных тренерами. В целях обучения учащихся выявлению проблемы или необходимости совершенствования окружающего пространства команды становились жителями условного города и с помощью карт и схем решали его насущные проблемы.
В форме деловой игры участники тренинга командами работали над созданием проекта, разработкой сметы, его представлением, проводили агитационную работу за свой проект. Итогом мероприятия становилось проведение голосования за представленные проекты и определение победителей.
Кроме того, в процессе обучения дети получили информацию о правилах составления сметы проекта, поиске исполнителей для реализации проекта, а также о возможных вариантах мошенничества в отношении средств, которыми располагают учащиеся для реализации проектов. Также учащиеся обучаются осуществлению контроля за реализацией отобранного ими проекта.
Порядок реализации школьного партисипаторного бюджетирования в каждом отдельно взятом муниципальном образовании в автономном округе утверждался муниципальным правовым актом. Основой для подготовки указанного документа является операционное руководство по реализации школьного партисипаторного бюджетирования, подготовленное Департаментом финансов автономного округа, которое позволяет осуществить персональный набор опций