Мои Финансы

Елена Семенова: с участия в школьном инициативном бюджетировании начинается любовь к своему городу

Поделиться:
В г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа школьное инициативное бюджетирование стартовало в 2019 г. Сегодня практику реализуют все семь школ города, за эти годы выдвинуты более 200 инициатив, 26 проектов школьников воплощены в жизнь, а общая сумма направленных средств составила порядка 8 млн рублей. Мы поговорили с Еленой Семеновой, заместителем начальника Управления образования г. Лабытнанги, о том, как развивалось школьное инициативное бюджетирование, с какими трудностями столкнулись при запуске и какие эффекты дает механизм не только для школы, но и для всего города.

Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, историю развертывания школьного инициативного бюджетирования в г. Лабытнанги

В 2019 г. в г. Лабытнанги прошел большой фестиваль «Семь шагов от города сегодня к городу завтра», в рамках которого мы провели площадку, посвященную участию школьников в бюджетном процессе образовательной организации. Именно там ребята города впервые узнали о школьном инициативном бюджетировании: они погрузились в историю механизма, научились формулировать и разрабатывать проектные идеи. И вот с этого момента мы начали большую работу по развитию школьного инициативного бюджетирования в Лабытнанги.

С какими трудностями вы столкнулись при запуске школьного инициативного бюджетирования?

Первый год был непростой, сложный – новация вызывала недоверие со стороны взрослых, детей завлечь гораздо проще. Трудно было переубедить администрации школ, педагогов, что по технологии школьного инициативного бюджетирования педагог, куратор и любой взрослый находится лишь рядом, помогает консультациями, но ни в коем случае не вмешивается в решение ребят. «Мы взрослые, лучше знаем, как потратить деньги» - сталкивались с такой позицией некоторых директоров. Однако, несмотря на это мы сумели переубедить коллег, вовлечь учащихся и у нас получились уникальные проекты. Мы провели цикл обучающих мероприятий, ребята зажглись идеей и готовили свои проекты со всей серьезностью. Например, при подготовке проекта «Железный рюкзак» (установка в школах шкафчиков для хранения вещей), инициаторы подошли к подготовке проекта со всей серьезностью: они анализировали, как тяжелые рюкзаки влияют на здоровье, взвешивали рюкзаки своих ровесников, проводили беседы с родителями, интервью с одноклассниками.

Какие эффекты дает школьное инициативное бюджетирование?

Школьное инициативное бюджетирование решает сразу несколько вопросов. Во-первых, возможность ребятам попрактиковаться в проектной деятельности, прожить проект от зарождения идеи до его логического заключения. Второй момент, участники узнают на практике о том, что такое бюджет, смета, какие вопросы местного значения могут решаться благодаря им, за счет каких средств реализуются и закупаются необходимые товары. В-третьих, это важный инструмент информирования граждан, родителей о деятельности образовательной организации. Вместе с детьми во всю эту историю вовлекаются и родители тоже. Они приходят и на презентации проектов, и на образовательные мероприятия, и таким образом узнают не в формате традиционных родительских собраний о жизни школы, ее бюджетном процессе. В-четвертых, профориентация учащихся. Это потрясающая возможность для тех ребят, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с финансами, экономикой, информационной работой и т.д.

Кроме того, школьное инициативное бюджетирование – это очень хороший воспитательный инструмент. Мне, как человеку, довольно давно занимающемуся воспитанием детей, важно, чтобы ребенок сам, своими руками, делал полезные вещи. Если он приложил свои силы, душу в дело, то он совсем по-другому будет относиться к окружающему миру. Вот именно и с этого начинается любовь к своему классу, к своей школе, к своему городу.

Как устроен процесс участия школьников в инициативном бюджетировании в вашем городе?

Начинается цикл школьного инициативного бюджетирования в сентябре. С этого месяца начинается процесс информирования о сборе проектных идей. До 3 ноября школьники думают над проектами, собираются самостоятельно в инициативные группы, некоторые школы проводят отбор внутри классов. До 24 ноября отобранные идеи оформляются в проекты, составляются сметы, готовится визуализация проекта. С 25 ноября по 8 декабря идет период публичных презентаций всей школе. Мы на протяжении ряда лет проводили отдельные обучающие мероприятия для школьников и кураторов, чтобы презентации были разные и в творческой форме. Чтобы о проектах школьников узнало еще больше людей мы запускаем голосование на портале «Живем на Севере». Результаты голосования не влияют на итоговый отбор в школе, но это дает возможность школьникам понять, насколько их проект сегодня находит поддержку среди взрослых. Реализация проектов происходит с января по август. К слову, всю информацию о мероприятиях в школах можно найти по хэштегу #ШПБЛабытнанги во «ВКонтакте».

А как организован процесс голосования?

У нас ставятся ящики для голосования, их опечатывают, каждый учащийся получает бюллетень. Голосующий может отдать свой голос двум проектам. Мы пришли к такому мнению, что каждому ребенку хочется поддержать свой проект, а второй голос он может отдать за действительно понравившийся проект.

Как устроена организационная структура в городе по развитию школьного инициативного бюджетирования?

Основным ведомством является Департамент финансов города Лабытнанги, который курирует развитие и взрослого, и школьного инициативного бюджетирования. Муниципальное Управление внутренней политики и муниципальный проектный центр работают над организационной частью, обучением организаторов и участников. Школьное инициативное бюджетирование на уровне муниципалитета курирует Управление образования г. Лабытнанги. В каждой школе есть школьный куратор, назначаемый приказом директора школы. Мы в Управлении образования ежегодно разрабатываем свой приказ и свою дорожную карту по реализации проектов школьного инициативного бюджетирования. В управленческую структуру также входят члены ученического самоуправления, которые организовывают процессы на местах: составляют график, готовят документацию по итогам голосования.

Мы знаем, что в городе реализуется каникулярная школа инициативного бюджетирования. Можете, пожалуйста, подробнее рассказать об этой программе?

Каникулярная школа инициативного бюджетирования или «Академия школьного партисипаторного бюджетирования» проводится с целью подготовки сообщества ребят (амбассадоров), которые могли бы продвигать миссию школьного инициативного бюджетирования, помогать ребятам во время их участия в этом механизме. При этом мы очень хотели, чтобы обучение было не скучным, не занимало много времени и было организовано на качественном уровне. Помогли нам в этом наши партнеры – местная общественная организация «САМИ». Ребята в течение трех дней проходят все этапы годового цикла школьного инициативного бюджетирования. Спикерами выступают практики, которые затрагивают самые широкие темы: начиная от вопросов ЖКХ, заканчивая ведением социальных сетей.

В рамках Академии мы решили выйти за рамки школ и предложили ребятам подумать о проектах, которые направлены на развитие территории города. Так, были предложены идеи установки информационных стендов для туристов, будок для домашних животных и контейнеров для утилизации батареек и лампочек. Участниками прошлого года стали ученики седьмых классов. Эти же ребята стали участниками Академии текущего года, то есть они прошли так называемые курсы повышения квалификации. Им была поставлена задача переформатирования работы городской библиотеки и арт-пространства для молодежи. Ребята предложили 50 идей по наполнению этих пространств новыми смыслами, чтобы они стали точками притяжения для молодежи. Все идеи были переданы в Управление культуры, а победителями стали проекты, связанные с записью отрывков из классической литературы, и их трансляция на городских площадках, а также креативными формами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и создания уютных индивидуальных мест для читателей библиотеки.

Сколько человек прошли Академию?

Участниками Академии стали 15 школьников и 7 кураторов. Маленький поток слушателей сделан специально, чтобы мы могли проработать механизм с каждым участником. Почему начали с учеников седьмого класса? Потому что хотели обучить ребят, которые и дальше будут работать вместе с нами, взращивать амбассадоров с малых лет.

Какие у вас дальнейшие планы по развитию школьного инициативного бюджетирования в вашем городе?

Во-первых, я уверена, что эта история будет продолжаться. Она поддерживается не только на уровне губернатора округа, но самое главное самими жителями. Мы очень хотим провести большую конференцию по школьному инициативному бюджетированию, такие как в Санкт-Петербурге и Калининграде, чтобы показать наши успехи, поделиться опытом. Мы будем искать новые формы для участия школьников в бюджетном процессе. Сейчас проекты ребят направлены на то, чтобы делать пространства школ комфортными. Однако в городе проходят и большие работы по реновации зданий образовательных организаций, они становятся более укомплектованными и удобными. К чему я это? К тому, что эти направления работ, которые чаще всего хотят изменить школьники, будут обеспечены и закрыты. Поэтому хотелось бы, чтобы ребята начинали выходить на решение проблем, которые встречаются уже не внутри школы, а за ее пределами. И скорее всего, это станет задачей нашего следующего года.

Елена Александровна, Ваши пожелания своим коллегам и школам, которые только хотят запустить школьное инициативное бюджетирование.

Не бояться в это ввязываться. И, наверное, самый главный совет, который действительно проверен временем: делать все всерьез. То есть не думать о том, что можем пропустить кое-какие моменты, оформить что-то не так – нет. Нужно сразу понимать, что это всерьез. Еще важно помнить, что наша задача, задача взрослых, педагогов – это не обмануть наших ребят. Если мы пообещали им, что это всерьез, значит нужно довести это до конца. Будет очень сложно преодолеть сомнение, недоверие, может даже скепсис со стороны коллег, но нужно добиться того, чтобы все это было всерьез. И чтобы ребята сразу же с первого раза поверили, что они могут решить свою насущную проблему своими силами. И это важно. Вот тогда, с этого момента пойдет уже наращивание эффекта. В этом заключается и весь успех.

Елена Александровна, большое Вам спасибо за ответы и подробный рассказ!

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Как к вам обращаться

Адрес электронной почты

Ваше обращение

С этим материалом читают: