Куда обратиться?
О переезде нужно уведомить Пенсионный Фонд для того, чтобы он перенаправил выплату по новому месту жительства. Подать заявление можно лично при посещении территориального отделения ПФР, МФЦ либо через «Госуслуги».
Порядок такой:
- Регистрируемся на портале «Госуслуги».
- Заходим в меню и выбираем графу «Пособия Пенсия Льготы», а затем «выплата пенсии».
- Далее выбираем «Прием заявления на выплату пенсии». Система при заполнении попросит указать адрес фактического проживания. Он сохранится в профиле, и в будущих заявлениях не придется вводить его заново.
Для того чтобы перевести пособие на новый адрес, требуется около четырех рабочих дней. То есть, для того, чтобы получить ближайшую пенсию, нужно обратиться в Пенсионный Фонд не позднее чем за 4-5 дней до выплаты. Еще один вариант – подождать выплаты пенсии и уже затем направить заявление в ПФР о ее переводе в другой регион.
Способы доставки пенсии
Есть четыре способа получения пенсионной выплаты. Пенсионеру предлагается выбрать наиболее удобный:
- Банковская карта «Мир». На карты других платежных систем, например UnionPay, пенсию не начислят.
- Счет в банке. Деньги можно снимать в кассе банка.
- Почта России. Этот способ подразумевает два варианта получения выплаты: в почтовом отделении по месту жительства либо с почтальоном на дом.
- Другая организация, которая занимается доставкой пенсии. Их перечень можно узнать в территориальном отделении ПФР по месту жительства.
Сменить доставщика пенсии можно в любой момент. Для этого нужно уведомить Пенсионный Фонд. Это можно сделать письменно через заявление, поданное в ПФР или многофункциональный центр, либо в электронном виде через портал «Госуслуги». В заявлении следует указать наиболее удобный способ получения пенсии, а также реквизиты счета (если через банк).
Переезд за границу
При переезде за границу трудовая (страховая) пенсия сохраняется. Гражданин России имеет право на получение выплаты, если он уехал жить за границу как до, так и после наступления пенсионного возраста. По данным Пенсионного фонда России, пенсии получают более 337 тысяч граждан, которые проживают в 133 странах.
Для оформления выплаты гражданин с российской регистрацией может подать заявление в любое отделение ПФР, расположенное на территории России. Это можно сделать лично при визите в Россию, через законного представителя, на которого оформлена доверенность, либо в форме электронного письма.
Личный прием граждан и доверенных лиц также осуществляет Департамент социального обеспечения при переселении и интеграции Пенсионного Фонда по адресу: г. Москва, ул. Анохина, 20 корпус А.
Для назначения пенсии понадобятся следующие документы:
- Заявление в письменном или электронном виде.
- Копия российского или заграничного паспорта.
- Копия СНИЛС (при наличии).
- Документы о страховом стаже (копия трудовой книжки, справки о периодах работы и т.д.).
- Справка о заработной плате за любые 5 лет подряд трудовой деятельности.
- Копия военного билета (в случае прохождения военной службы).
- Копии документов о заключении/расторжении брака (в случае смены фамилии).
До недавнего времени соотечественникам, которые уехали жить за границу, начисляли выплаты либо на карты Visa или Mastercard, либо переводом на счет в зарубежном банке. Из-за санкций это стало невозможным. Для разрешения ситуации председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, которое вводит временные правила выплаты пенсий в условиях санкций. По ним пенсии проживающим за границей гражданам будут начислять на рублевые счета, открытые в российских банках.
При возникновении проблем с начислением пенсии рекомендуется обратиться в интернет-приемную Пенсионного фонда.
Пенсионеру, живущему за границей, необходимо раз в год предоставлять в консульство РФ документ, подтверждающий факт нахождения в живых. Сделать это можно и в Пенсионном фонде на территории России. Такое подтверждение – обязательное условие выплат со стороны ПФР.