Мои Финансы

Банк России составил портрет жертвы интернет-мошенников

Поделиться:
В 2024 году на уловки злоумышленников чаще всего попадались работающие женщины в возрасте 25–44 лет. В списках самых популярных мошеннических схем лидируют телефонные звонки и СМС-сообщения. При этом участилось использование схем, при которых преступники получают доступ к аккаунтам людей на «Госуслугах».

Такие данные получил Банк России в ходе своего ежегодного опроса о том, с какими видами кибермошенничества сталкивались люди в 2024 году и что предпринимали банки и кредитные организации, чтобы обезопасить их от уловок злоумышленников.

На основе опроса регулятор составил типичный портрет жертвы киберпреступников в 2024 году. Им оказалась работающая женщина (36,1% опрошенных) в возрасте 25–44 лет, проживающая в городе и имеющая средний уровень дохода и образования.

На втором месте – люди в возрасте от 45 до 64 лет (27,5%). Также наблюдается тревожная тенденция – рост числа пострадавших среди лиц старше 65 лет (16,6%). 

Научный сотрудник Лаборатории финансовой грамотности Экономического факультета МГУ имени М.В Ломоносова Марат Сафиулин отмечает, что разработанный портрет жертвы мошенников все-таки условен – это образная характеристика. Все зависит от легенды мошенников, которая распространяется на конкретные целевые аудитории – на пенсионеров, студентов, обеспеченных граждан или с низким финансовым достатком, – подчеркивает эксперт. «Нет четкой сегментации, так как мошенническая схема – это всегда узкоспециализированный нишевый продукт, который точно ориентирован на свою аудиторию», – добавил он.

Чаще всего мошенники получают доступ к личным и финансовым данным граждан через телефонные звонки, а также с помощью рассылки СМС якобы от банков и кредитных организаций, писем на электронную почту и сообщений в социальных сетях. Впервые в пятерку самых популярных схем злоумышленников вошёл взлом аккаунта на «Госуслугах», следует из опроса ЦБ.

Регулятор отмечает, что пострадавшие часто самостоятельно переводят деньги мошенникам или оставляют свои паспортные данные или информацию о банковской карте на фишинговых сайтах.

В результате действий мошенников жертвы теряют различные суммы. Большая часть респондентов (55,3%), которые пострадали от действий мошенников, отметили, что их потери не превысили 20 тыс. рублей. Однако доля хищений крупных сумм по сравнению с 2023 годом выросла. Чаще всего жертвы теряют собственные накопления, но есть и те, кто отдали мошенникам кредитные деньги. 

Чтобы обезопасить себя от действий злоумышленников, стоит помнить о простых правилах, отмечает Марат Сафиулин. Во-первых, будьте готовы к тому, что вам могут позвонить злоумышленники. Во-вторых, будьте осведомлены, следите за новостями и информационным полем, чтобы понимать, какие схемы сейчас активно используют жулики. В-третьих, будьте бдительными: звонят не вам, а вашему кошельку. В-четвертых, мошенники создают легенду, чтобы заполучить деньги жертвы или важную информацию. Наконец, пятое правило – внимание к деньгам и отсутствие спонтанных решений. «Вы должны осознанно подходить к выбору финансовых услуг, продуктов и товаров, которые вы покупаете, или инвестиций, которые вы делаете. Дайте себе конкретный период на принятие финансовых осознанных решений», – заключает эксперт.

В целом, в 2024 году каждый третий из десяти респондентов сталкивался с разными видами кибермошенничества, при этом 9% пострадавших лишились денег, подчеркивает регулятор.

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Как к вам обращаться

Адрес электронной почты

Ваше обращение

С этим материалом читают: