Что такое IPO и SPO и можно ли на них заработать
20 января 2022


Что такое IPO?
Дословно аббревиатура переводится с английского как «первичное публичное размещение», и в этой расшифровке заключен следующий смысл:
- «первичное» – значит, что до определенного момента акции компании не торговались на бирже, они появились впервые;
- «публичное» – говорит о том, что бумаги оказались доступны сразу неограниченному числу инвесторов.
Фактически после IPO закрытая компания распахивает свои двери для инвесторов и предлагает всем желающим стать владельцами части бизнеса. Первичное публичное размещение могут проводить как стартапы, так и хорошо известные организации. К последним доверия у инвесторов, как правило, больше.
Цели выходов компаний на IPO
- Понадобились деньги. Нужную сумму можно одолжить у банка, но тогда придется платить проценты за пользование деньгами и в оговоренный срок их вернуть. Поступления от приобретателей акций безвозмездные: инвесторы просто поверили в компанию и вложили в нее деньги в надежде на дальнейший рост акций. По сути, люди покупают долю в компании, поскольку акция – это бумага, которая подтверждает владение ее частью.
- Захотелось повысить узнаваемость. Спрос на бумаги компании добавляет ей популярности. IPO – заметное событие, особенно на молодом российском рынке. О компании говорят, ее перспективы анализируют. По сути, это реклама, которая увеличивает доверие к бренду.
- Потребовалось стать более прозрачными. К компаниям, которые прошли через IPO, больше доверия не только со стороны инвесторов или рядовых потребителей, но и банков. Финансовые организации охотнее кредитуют публичные компании, так как они ведут дела открыто – публикуют квартальные и годовые финансовые отчеты, рассказывают о планах на будущее.
В 2024 году первичное публичное размещение провели «Делимобиль» — сервис краткосрочной аренды автомобилей, «Диасофт» – один из крупнейших разработчиков и поставщиков IT-решений, лизинговая компания «Европлан», МТС Банк, гостиничный оператор Cosmos Hotel Group, сеть медклиник «Медси»… По данным регулятора фондового рынка в лице Банка России, в 2024 году на 58% больше компаний вышло на биржу, чем в 2023 г. При этом розничные инвесторы, то есть обычные люди купили 40% акций на IPO, потратив на эти цели суммарно 40,5 млрд руб.
Что такое SPO?
Дословно аббревиатура переводится с английского как «вторичное публичное размещение». SPO проводит компания, акции которой уже обращаются на фондовом рынке и находятся на руках у инвесторов.
При вторичном размещении общее число акций не меняется, просто их становится меньше на руках у мажоритарных акционеров (тех, кто владеет большими пакетами и принимает участие в управлении компанией) и больше в свободном обращении (free-float).
В каких случаях проводят SPO
- Нужны деньги для развития компании. Например, намечается новый проект или сделка по слиянию и поглощению.
- Мажоритарные акционеры хотят зафиксировать прибыль. То есть вывести часть денег. Во время вторичного размещения они, по сути, продают на рынке часть своего бизнеса.
- Изменился состав владельцев. Например, один из мажоритарных акционеров решил продать свою долю и выйти из управления компанией.
Как заработать на IPO и SPO?
Покупка акций компании на этапе IPO – всегда риск. Организация только-только заходит на рынок, и как она себя проявит – большой вопрос. Также многое зависит от оценки компании. Бывает, что на этапе размещения ее переоценивают, что приводит к тому, что после начала торгов котировки начинают период медленного, но уверенного снижения. Инвесторы могут потерять на этом деньги. Так произошло с компанией Fix Price, которая потратила довольно много времени на восстановление после неудачного IPO.
Впрочем, первичное публичное размещение может стать и хорошим стартом для котировок компании. Удачный пример размещения – акции группы «Самолет». Бумаги вышли на биржу в ноябре 2020 года по цене 944 рубля, а через год их цена выросла на 500 процентов!
Заработать можно и на участии в SPO. Вторичное размещение часто происходит с дисконтом к рыночной цене, ведь предложений на рынке становится больше. Но как поведет себя цена в дальнейшем – неизвестно. Она может вырасти, если компанию, например, из-за большего числа торгуемых акций включат в индекс или в нее поверят инвесторы. С равной степенью вероятности цена может упасть. Например, если свою долю продаст талантливый креативный директор.
Важно знать, что IPO для инвестора – это дорого. Комиссионные российских брокеров в среднем составляют 4-5% от полученного дохода, а в некоторых случаях они достигают астрономических 20%. Этот момент важно учитывать и внимательно читать договор. Если вы все же решились на участие – оставьте заявку у своего брокера.
Пожалуйста, оцените материал
Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Лекция «Сберегай и приумножай: проверьте, хорошо ли вы управляете своими финансами для людей старшего поколения» в Омской области
- 1 июля 15:30
