Что такое IPO?
Дословно аббревиатура переводится с английского как «первичное публичное размещение», и в этой расшифровке заключен следующий смысл:
- «первичное» – значит, что до определенного момента акции компании не торговались на бирже, они появились впервые;
- «публичное» – говорит о том, что бумаги оказались доступны сразу неограниченному числу инвесторов.
Фактически после IPO закрытая компания распахивает свои двери для инвесторов и предлагает всем желающим стать владельцами части бизнеса. Первичное публичное размещение могут проводить как стартапы, так и хорошо известные организации. К последним доверия у инвесторов, как правило, больше.
Цели выходов компаний на IPO
- Понадобились деньги. Нужную сумму можно одолжить у банка, но тогда придется платить проценты за пользование деньгами и в оговоренный срок их вернуть. Поступления от приобретателей акций безвозмездные: инвесторы просто поверили в компанию и вложили в нее деньги в надежде на дальнейший рост акций. По сути, люди покупают долю в компании, поскольку акция – это бумага, которая подтверждает владение ее частью.
- Захотелось повысить узнаваемость. Спрос на бумаги компании добавляет ей популярности. IPO – заметное событие, особенно на молодом российском рынке. О компании говорят, ее перспективы анализируют. По сути, это реклама, которая увеличивает доверие к бренду.
- Потребовалось стать более прозрачными. К компаниям, которые прошли через IPO, больше доверия не только со стороны инвесторов или рядовых потребителей, но и банков. Финансовые организации охотнее кредитуют публичные компании, так как они ведут дела открыто – публикуют квартальные и годовые финансовые отчеты, рассказывают о планах на будущее.
В 2021 году первичное публичное размещение провели «Ренессанс страхование», сеть частных клиник «Европейский медицинский центр» (ЕМС), лесопромышленный холдинг Segezha, ритейлер Fix Price, Санкт-Петербургская биржа, а также девелоперы ПИК и «Эталон».
Какие компании могут выйти на IPO в 2022 году?
Снижение российских фондовых индексов в ноябре–декабре вынудило многие отечественные компании отложить IPO. Не исключено, что они разместят свои бумаги в 2022 году. Вот главные претенденты на статус публичных организаций:
ВкусВилл. Российский продуктовый ритейлер. Компания планирует провести первичное публичное размещение в Нью-Йорке на бирже NASDAQ.
Металлоинвест. Крупнейший производитель железорудной продукции в России. Ожидается, что при IPO компания может быть оценена в $20 млрд.
МТС Банк. Российский коммерческий банк, принадлежащий МТС, которой в свою очередь владеет АФК «Система». Оценка финансовой дочки при размещении может достичь $1 млрд.
Что такое SPO?
Дословно аббревиатура переводится с английского как «вторичное публичное размещение». SPO проводит компания, акции которой уже обращаются на фондовом рынке и находятся на руках у инвесторов.
При вторичном размещении общее число акций не меняется, просто их становится меньше на руках у мажоритарных акционеров (тех, кто владеет большими пакетами и принимает участие в управлении компанией) и больше в свободном обращении (free-float).
В каких случаях проводят SPO
- Нужны деньги для развития компании. Например, намечается новый проект или сделка по слиянию и поглощению.
- Мажоритарные акционеры хотят зафиксировать прибыль. То есть вывести часть денег. Во время вторичного размещения они, по сути, продают на рынке часть своего бизнеса.
- Изменился состав владельцев. Например, один из мажоритарных акционеров решил продать свою долю и выйти из управления компанией.
Как заработать на IPO и SPO?
Покупка акций компании на этапе IPO – всегда риск. Организация только-только заходит на рынок, и как она себя проявит – большой вопрос. Также многое зависит от оценки компании. Бывает, что на этапе размещения ее переоценивают, что приводит к тому, что после начала торгов котировки начинают период медленного, но уверенного снижения. Инвесторы могут потерять на этом деньги. Так произошло с компанией Fix Price, которая только сейчас начала восстанавливаться после неудачного IPO.
Впрочем, первичное публичное размещение может стать и хорошим стартом для котировок компании. Удачный пример размещения – акции группы «Самолет». Бумаги вышли на биржу в ноябре 2020 года по цене 944 рубля, а сейчас уже приблизились к 5000 рублей, то есть рост составил более 500 процентов за год!
Заработать можно и на участии в SPO. Вторичное размещение часто происходит с дисконтом к рыночной цене, ведь предложений на рынке становится больше. Но как поведет себя цена в дальнейшем – неизвестно. Она может вырасти, если компанию, например, из-за большего числа торгуемых акций включат в индекс или в нее поверят инвесторы. С равной степенью вероятности цена может упасть. Например, если свою долю продаст талантливый креативный директор.
Важно знать, что IPO для инвестора – это дорого. Комиссионные российских брокеров в среднем составляют 4-5% от полученного дохода, а в некоторых случаях они достигают астрономических 20%. Этот момент важно учитывать и внимательно читать договор. Если вы все же решились на участие – оставьте заявку у своего брокера.