Мои Финансы

Наличные под контролем: признаки мошенничества при снятии денег

21 августа 2025

47
0
0
Автор:
Караяни Софья

Караяни Софья

Эксперт Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России
Статей автора: 93
78271
1346
Поделиться:
Банк России назвал девять признаков, которыми будут руководствоваться финансовые организации, выдавшие человеку платежную карту. Если хотя бы один из критериев будет зафиксирован, банк установит лимит на выдачу средств и немедленно свяжется с клиентом.

Меру противодействия мошенникам начнут применять уже с 1 сентября этого года. Ключевые индикаторы того, что владелец карты находится под давлением злоумышленников, перечислены в сообщении регулятора.

Во-первых, к подозрительным действиям Банк России отнес нетипичное поведение владельца карты. А именно – совершение транзакций в необычное время суток, запросы на снятие сумм, значительно превышающих обычные запросы клиента, местонахождение банкомата.

Второй признак – запрос на получение средств несвойственным клиенту способом – например не с карты, а по QR-коду. 

Также подозрительной операцией посчитают финансовые действия после изменения баланса на счете клиента. Например, получение человеком крупных кредитов непосредственно перед снятием наличных, увеличение установленных банками лимитов на снятие наличных или кредитование счета клиента, пополнение банковского счета крупными суммами (более 200 тыс. рублей) через СБП или досрочное закрытие вклада, чтобы также вывести крупную сумму. 

В качестве четвертого критерия риска определено увеличение коммуникационной активности: резкий рост числа входящих звонков и SMS-сообщений с неизвестных номеров телефонов.

Пятый признак — технические изменения, т. е. информация от мобильных операторов, владельцев мессенджеров, сайтов и других компаний о наличии вредоносных ПО, нетипичном провайдере, об установке приложений на устройстве клиента, с которого запрашиваются деньги. А также изменение номера мобильного телефона в профиле клиента в банке или на сайте «Госуслуги», замена сим-карты или изменение настроек устройства, с которого делается запрос на снятие наличных.

В перечне также указаны и такие четыре пункта:

– данные клиента совпадают с информацией о мошенниках, 

– превышение (пять и более) попыток за один день снять деньги, которые закончились неудачей (из-за превышения кредитного лимита или неправильного ввода ПИН-кода),

- предупреждение от платежной системы о повышенном риске проведения операции без ведома клиента или о возможной утечке данных платежной карты, 

- превышение положенного времени ответа на команду при взаимодействии банкомата с обычной банковской картой или цифровой картой.

Если банк зафиксирует хотя бы один из признаков при попытке снять наличные через банкомат, то немедленно свяжется с клиентом. Следующий шаг со стороны финансовой организации – ввод временного лимита на 48 часов на выдачу наличных денег – до 50 тыс. рублей в сутки. Снять более крупную сумму в этот период можно будет только в отделении банка.

На странице V этапа Всероссийской просветительской Эстафеты «Мои финансы» мы разместили актуальные материалы – памятки, инструкции с правилами финансово-цифровой безопасности всей семьи. 

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Программа Долгосрочных сбережений
Проморолик Моифинансы.рф
Прямой эфир «Инструменты долгосрочных сбережений: как они устроены»
Прямой эфир «Родительский контроль в сети: финансовая безопасность детей в цифровом мире»
Прямой эфир «Семейный щит от мошенников: как обезопасить себя и близких в сети»
Прямой эфир «Мошенники и инвестиции: как распознать мошеннические схемы»

Дискуссия : «Грамотный потребитель» в Омской области

22 августа 10:00

Семинар «Финансовые мошенничества: стратегии защиты» в Кировской области

22 августа 15:00

С этим материалом читают: