Опрос: россияне готовы учиться финансовой грамотности у героев фильмов
19 июня 2025


Такие данные были получены в ходе опроса, проведенного моифинансы.рф совместно с проектом «Финансы Mail» и Росконгрессом. В опросе приняли участие более 10 000 человек (90% респондентов старше 30 лет). Результаты опроса были представлены в рамках Петербургского международного экономического форума на сессии «Роль креативных индустрий в формировании финансовой культуры».
Кино и реальная жизнь
Согласно опросу, 64% россиян следят за финансовым поведением и поступками персонажей сериалов и фильмов. Почти столько же (65%) уверены, что кинематограф способен повлиять на личные финансовые решения зрителей. Участники опроса (67%) убеждены, что и положительные, и отрицательные герои кинолент одинаково способствуют принятию финансовых решений. Главное – талант режиссера, сценариста и работа актеров.

О чем снимать
Большинство участников опроса (56%) подчеркнули необходимость создания качественного российского кино и сериалов, направленных на финансовое просвещение. Наибольший спрос вызывают такие жанры, как детективы (21%), драмы (21%), комедии (16%) и исторические картины (16%). Именно эти направления способны наиболее эффективно донести важную информацию, считают респонденты.
В топ-3 тем для кинематографа вошли – финансовое воспитание детей, которое поможет им в будущем грамотно управлять своими деньгами, (27%), формирование финансовой подушки безопасности (25%) и защита финансов от мошенников (13%). Меньшее число проголосовавших предлагают добавлять в сценарии фильмов и сериалов темы налогообложения (7%), накоплений на период пенсии (6%) и взаимодействия с финансовыми организациями в проблемных ситуациях (6%).

Особую роль кинематографа в формировании полезных финансовых установок среди населения отметил Врио директора НИФИ Минфина России (реализует проект «Моифинансы.рф») Глеб Покатович. Он подчеркнул, что финансовая культура базируется на историях, которые сопровождают человека практически с рождения.
«Сегодня медиаиндустрия вовлекает маленьких пользователей мультфильмами и аудиосказками, сопровождает их взросление детскими фильмами и сериалами и остается рядом, когда у них появляются свои дети».
Задача государства – совместно с творческой средой (креативными индустриями) откликнуться на запросы общества о создании качественного кино и принять этот вызов, заключил Глеб Покатович.
Кино и мотивация
Почти две трети респондентов (62%) сообщили, что просмотр фильмов или сериалов повлиял на их жизнь с финансовой стороны. Среди них 25% открыли для себя новые источники заработка, 12% решили повысить свою квалификацию и получили дополнительное образование, а 7% задали себе крупные финансовые цели и достигли их. Около 6% опрошенных заявили, что кино подтолкнуло их пересмотреть свое карьерное направление либо заняться собственным бизнесом.


Пожалуйста, оцените материал
Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.