Мои Финансы

Талгат Касенов: «Дети должны видеть результаты своих идей»

02 декабря 2025

21
3
0
Автор:
Эдуард Титов

Эдуард Титов

Эксперт Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России
Статей автора: 0
0
0
Поделиться:
Школа №3 города Лабытнанги – одна из старейших в муниципалитете. Основанная в 1977 году, она давно стала важной частью жизни города: почти половина горожан когда-то учились именно здесь. В 2023 году школу возглавил Талгат Касенов, сменив руководителя, который проработал на этом посту почти 40 лет. Сегодня образовательная организация не только сохраняет традиции, но и активно развивается – в том числе через школьное инициативное бюджетирование. В текущем году школа получила статус «Академии ШкИБ» и стала одной из шести школ на всю Россию. Мы поговорили с Талгатом Кинжигалеевичем о том, как работает инициативное бюджетирование в школе, что меняется для детей и педагогов и почему этот инструмент так важен для воспитания.

- Талгат Кинжигалеевич, расскажите, пожалуйста, о вашей школе. Чем она сегодня живёт?

- Наша школа – одна из старейших в городе. Основана в 1977 году, 1 апреля. Мы шутим, что дата весёлая, но для нас она очень значимая: в 2027 году будем отмечать 50-летие. Школа большая, с богатыми традициями. Через неё действительно прошла большая часть жителей нашего города. Раньше у нас обучались больше тысячи детей, сейчас – около 900. Это связано с тем, что в рамках реформирования системы образования округа старшие классы выделены в отдельное учреждение со своей образовательной моделью. Учительский коллектив у нас сильный. Я всегда говорю, что успех строится на сочетании опыта и молодости: только молодыми далеко не уедешь, но и одним опытом – тоже. Образование быстро меняется, и нам важно быть гибкими.

- Когда Вы пришли в школу и как оказались в роли директора?

- Я возглавил школу в августе 2023 года. До меня почти 39 лет руководил Владимир Мусиевич Пастушенко. Все масштабные изменения, которые здесь произошли, связаны с его работой. Моя задача – сохранить и развить те традиции, которые он заложил, и, конечно, внести что-то своё.

- Когда вы впервые узнали об инициативном бюджетировании в школах?

- Узнал ещё будучи учителем в другой школе. Но работал не куратором, поэтому глубоко в процесс не погружался. Сейчас, когда школа стала «Академией ШкИБ», пришлось погрузиться и в нормативную базу, и в методику. Для меня как учителя важнее всего образовательные и воспитательные эффекты. Школьное инициативное бюджетирования – это не только про покупку диванчиков или техники. Это про функциональную грамотность, финансовую культуру, про умение работать в команде, анализировать проблемы, ставить цели, распределять роли. Это профориентация, это воспитание инициативности. Для детей это шанс проявить себя – особенно для тех, кому ни спорт, ни творчество, ни олимпиады не подошли.

- Что для Вас лично значит получение статуса «Академия ШкИБ»?

- Это огромная ответственность. Пока нас всего шесть на всю страну, и мы должны быть полезны другим. Сейчас самое сложное – определить свою уникальность: чем именно наша школа может быть полезна коллегам. Но мы уже начали планировать цикл мастер-классов и семинаров.

Для меня важно получать обратную связь от детей – понять, что было интересно, что нет. Главное – чтобы детям это давало эффект развития.

- Какие дальнейшие планы Вы ставите перед собой в качестве «Академии ШкИБ»?

- Начинаем с городского уровня, но хотим выходить на межмуниципальный. На IV Всероссийской конференции по школьному инициативному бюджетированию в Когалыме познакомился с коллегами из других городов округа, будем планировать совместные мероприятия. Дети должны общаться между собой, видеть, как школьное инициативное бюджетирование работает в других школах и регионах. Как сказал мой коллега – детей надо вывозить. Это даёт им совершенно другой уровень понимания и мотивации.

- Сколько уже инициатив школьников реализовано в вашей школе?

- Школьное инициативное бюджетирования в нашей школе впервые пришло в 2019 году. С тех пор воплотились в жизнь уже шесть проектов наших школьников.

- Что изменилось в школе благодаря школьному инициативному бюджетированию?

- Изменения очень заметны, особенно для детей. Появились зоны отдыха, коворкинг, новое оборудование для актового зала – светомузыка, дым-машина. Один из самых интересных проектов для меня – цифровой музей школы. Ребята собрали фотографии педагогов, выпускников, узнали биографии директоров, победителей олимпиад, спортсменов. Это огромная воспитательная работа: дети почувствовали связь поколений, увидели примеры успеха.

- Как отнеслись к механизму сами школьники и насколько активно они участвуют?

- По-разному. Всегда есть лидер – один ученик, который подхватывает идею. Вокруг него складывается команда. У нас дети могут подавать проекты от класса, индивидуально или группой единомышленников. Мы не ограничиваем рамками – наоборот, даём возможность собрать комфортную команду. Наставника дети тоже выбирают сами – это может быть любой учитель или сотрудник школы. Наставник не делает проект за них, но помогает сформулировать цели, составить план, распределить роли.

- Мы знаем, что в школьном инициативном бюджетировании участвуют все школы города Лабытнанги. Как построено взаимодействие с управлением образования?

- Да, у нас утверждено муниципальное положение, и каждая школа участвует. Мы проводим обучающие семинары, мастер-классы. 21 ноября, например, мы в статусе «Академии ШкИБ» провели мероприятие «От идеи к проекту», где ученики учились превращать свои смелые идеи в реальные проекты.

С управлением образования города мы в постоянном диалоге. Всегда приглашаем специалистов на этапы подготовки проектов как экспертов – детям важно услышать мнение людей со стороны. Наш куратор Елена Александровна Семенова глубоко вовлечена в школьное инициативное бюджетирование, много лет в этом работает и очень помогает нам рекомендациями.

- Какие советы дали бы школам, которые только начинают путь в школьном инициативном бюджетировании?

- Не бояться. Часто педагоги видят только поверхностную часть – деньги, закупки. Но главный результат – образовательный. Дети учатся думать, анализировать, работать в команде, брать ответственность. И никаких строгих рамок нет: каждая школа может адаптировать модель под себя. Важно общаться с коллегами, обмениваться опытом. Конференции мне очень помогли – я увидел, как школьное инициативное бюджетирование работает в других регионах, какие сложности есть у всех и что мы можем перенять друг у друга.

- Талгат Кинжигалеевич, благодарим за искренний разговор и желаем дальнейших успехов в развитии школьного инициативного бюджетирования!

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Программа Долгосрочных сбережений
Проморолик Моифинансы.рф
Прямой эфир «Умный шопинг: как не попасться на крючок маркетинга и избежать импульсивных трат»
Прямой эфир «Страхование и накопления: как создать сбережения с помощью страховых продуктов»
Прямой эфир «Автострахование: КАСКО и ОСАГО, все нюансы, которые нужно знать, чтобы гарантированно получить выплату»
Прямой эфир «Страховка от невылета: как сохранить деньги и нервы при форс-мажорах»
Как грамотно инвестировать через ИИС
Викторина «Секреты финансовой безопасности» в Москве
5 декабря 11:00
Вебинар «Мастерская педагогического вдохновения»
5 декабря 14:00
С этим материалом читают: