Согласно данным социологических исследований к 2035 году на Земле будет 3 миллиарда автомобилей, в настоящее время их количество насчитывает 800 млн. В ближайшей перспективе — к 2020-2025 годам — в России будет около 45 млн. автомобилей. При учете увеличения с 1991 г. по настоящее время численности автомобилей в 18 раз, проблема культуры поведения автомобилистов и безопасности перемещения пешеходов стоит очень остро. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Так, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, главной причиной гибели людей моложе 20 лет являются несчастные случаи, из которых в экономически развитых странах наиболее распространены дорожно-транспортные происшествия.
В России ситуация с дорожно-транспортным травматизмом также не вызывает оптимизма. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей дошкольного возраста несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте до 7 лет. В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Исходя из угрожающего характера статистики дорожно-транспортных происшествий, мы видим, что основная доля пострадавших детей (более 50%) в ДТП приходится на возраст с 7 до 14 лет. Следовательно, именно дошкольный возраст очень важен для образования и воспитания детей в вопросах безопасности на дороге.
Поступая в 1 класс, дети ведут более самостоятельный, а случается и бесконтрольный образ жизни. Значит мы, взрослые, должны позаботиться об их знаниях правил дорожного движения – залоге детской безопасности. Зоной повышенной опасности являются прилегающие к образовательным учреждениям территории и дороги.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны учреждений образования. Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации всех образовательных организаций, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.
Современное решение проблемы заключается:
в усилении решения проблемы безопасности дорожного движения со стороны пешеходов, в частности детей;
в создании многоуровневой системы подготовки – от уголков по безопасности, учебных площадок до учебно-методических центров по изучению детьми, а также педагогическим составом общеобразовательных и дошкольных учреждений основ безопасности дорожного движения;
в моделировании в учебных условиях (виртуальных и практических) конкретных ситуаций автодорожного и пешеходного движения, в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города;
в создании детских автогородков по обучению дорожной безопасности, включающих многоуровневую подготовку детей разного возраста от теоретического уровня до практических навыков в специализированных игровых и обучающих пространствах, специально созданных модельных ситуациях.
С этой целью и разработан данный проект по созданию автогородка на территории детского сада.
Перед педагогами в условиях внедрения ФГОС ДО стоит задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Она определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
В ходе реализации проекта и на основе созданного продукта – детского автогородка дети будут получать навыки в области дорожной безопасности, научатся на практике применять дорожную грамотность с раннего возраста, сформируют культуру будущего водителя транспортного средства.
Формирование и воспитание транспортной культуры пешехода, будущего водителя через создание автогородка на территории дошкольного учреждения.
Создать условия для повышения качества образования по направлению «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении.
Сохранять жизнь и здоровье детей в условиях функционирующей, постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды.
Активизировать деятельность образовательного учреждения по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ.
Повышать безопасность дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания у дошкольников культуры поведения на улицах и дорогах:
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
- формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Обобщить и распространить современные педагогические технологии, опыт наиболее эффективной работы педагогов по организации образовательного процесса в области безопасности дорожного движения.
Развивать различные формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива образовательного учреждения с родителям подразделением ГИБДД, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Количество участников инициативной группы, человек
Количество участников собрания, человек
Количество благополучателей, человек
Стоимость проекта, рублей