Мои Финансы

«Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»

Костромская область

2025 год

Оцените практику

8

Проголосовало

Статистика проекта

Направление
  • Финансовое просвещение детей и молодежи
Целевая аудитория
  • Дошкольники
«Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»
Практика направлена на эффективное формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста и закрепление полученных знаний в самостоятельной деятельности воспитанников в детском саду и дома.

Практика учитывает интерес детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей и запрос родителей, отражает взаимодействие всех участников образовательных отношений, а также органично дополняет блоки финансового образования, которые реализуются в соответствии с ФОП ДО.

В ходе образовательной деятельности у детей формируется представление о роли труда в обществе и жизни каждого человека, воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дошкольники знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена; с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, честность.

Наш детский сад - современный, представляет собой открытую развивающуюся социально-педагогическую систему и устанавливает взаимоотношения с организациями и учреждениями, которые оказывают содействие в решении определенных образовательных и организационных задач. Например, кафедра «Финансы и кредит» экономического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия».

Для формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста выбраны такие эффективные формы совместной деятельности взрослых с детьми как:

- экскурсии в образовательные и культурные учреждения нашего посёлка,

- встречи с интересными людьми: родителями и представителями разных профессий,

- театрализованная деятельность.

Выбранные формы и методы педагогического воздействия позволяют не только предотвращать возникновение таких жизненных ситуаций, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Но и способствуют формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки, саморазвития личности.

Приобщение дошкольников к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика способствует осознанности и волевой саморегуляции, активному освоению детьми старшего дошкольного возраста мира социальных явлений, выработке собственного понимания и отношения к ним, формированию ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. 

Возможности и инструменты
для тиражирования

Данная практика реализуется на основе разработанных педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад «Солнышко» посёлка Караваево»: - дополнительной образовательной программы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»; - методических рекомендаций по реализации дополнительной образовательной программы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»; - методических рекомендаций по взаимодействию родителей и дошкольного образовательного учреждения по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; - «Академия финансов». Сборник занятий, дидактических игр и упражнений по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с педагогами (из опыта работы).

Еще практики Костромская область

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Основы финансовой грамотности»
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности воспитанников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Формирование финансовой грамотности как эффективного средства социализации дошкольников
Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, связанной и с жизнью ребенка дошкольного возраста.