Лидирующие позиции Югры в развитии ШкИБ
Выбор места проведения конференции не случаен. Заместитель губернатора ХМАО-Югра Елена Майер подчеркнула, что регион по праву гордится репутацией лидера внедрения инновационных образовательных практик. «Одно из ключевых направлений нашей работы – развитие школьного инициативного бюджетирования. Уже сегодня более трети школ округа активно используют этот механизм. В тесном сотрудничестве с НИФИ Минфина России мы создали и успешно применяем уникальную региональную модель», - отметила она.
В 2024 году школа №7 города Когалыма стала первой в России образовательной организацией, получившей статус «Академии ШкИБ». Этот статус присваивается за значимую педагогическую и научно-методическую работу при реализации практик школьного инициативного бюджетирования.
Торжественное открытие и награждения
«На конференцию съехались около 200 участников из 17 регионов страны: большая группа детей, педагоги, представители органов власти. Все они настроены на полезный и содержательный разговор о том, как развивать школьное инициативное бюджетирование», - отметил руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин.
Во время торжественного открытия конференции педагогам, внесшим вклад в развитие школьного инициативного бюджетирования на региональном и федеральном уровнях, были вручены благодарственные письма НИФИ Минфина России. Свидетельства о присвоении статуса «Академия ШкИБ» получили образовательные организации из пяти регионов России: Костромской и Самарской областей, Красноярского края, Республики Крым, ХМАО-Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа. Ярким моментом церемонии стала передача символа конференции – «ШкИБ бобра» – от организаторов Конференции в 2024 году, школы №44 города Костромы.
Стратегическое развитие школьного инициативного бюджетирования
Программа конференции традиционно включает два направления – для педагогов и для школьников. Директор седьмой школы Артем Овсянников совместно с инициаторами проектов провел экскурсию, где показал проекты школьного инициативного бюджетирования, реализованные учащимися. В это время школьники, объединившись в восемь команд, готовили презентации о реализованных инициативах в своих школах.
Во второй половине дня состоялась стратегическая сессия «ШкИБ 2030», которую модерировал ведущий научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, доктор педагогических наук, профессор Борис Куприянов. Темами выступлений и обсуждения стали: деятельность НИФИ Минфина России по созданию методологии ШкИБ, система масштабирования развития школьного инициативного бюджетирования в стране, созданная за последние пять лет. Участники сессии в своих вопросах и суждениях особое внимание уделили вызовам, которые стоят в настоящее время перед школьным инициативным бюджетированием, его месту в образовательной повестке. Опыт ХМАО-Югра – пилотной площадки апробации модели ШкИБ, было темой выступления первого заместителя Департамента образования и науки округа Снежаны Возняк. Участники из разных регионов России с огромным интересом выясняли подробности реализованной модели школьного инициативного бюджетирования, а также возможности обучения школьному инициативному бюджетированию в ХМАО-Югра. Наталья Гончарова, директор лицея «Крымской весны», рассказала об опыте школьного инициативного бюджетирования в Республике Крым, первых реализованных проектах, а также месте участия школьников в бюджетных решениях в образовательной повестке. Лицей «Крымской весны» в 2024 году получил статус Академии ШкИБ.
Митап «PRO ШкИБ» и итоги первого дня
В рамках школьного направления научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, кандидат педагогических наук, доцент Елена Карпова и директор АНО «Альянс консультантов инициативного бюджетирования» Михаил Шевелёв провели митап «PRO ШкИБ». Ребята составили азбуку школьного инициативного бюджетирования, познакомились с проектами участников «ШкИБ-Фест», проходившего в августе в Машуке, и подготовили восемь сказов с сюжетами о выдвижении инициатив, выборе проектов и важности участия в жизни школы и сообщества.
«Интересный, разнообразный, интенсивный, дружеский…» – только часть ассоциаций, названных участниками, при подведении итогов первого дня конференции.
Второй день: стратегическая сессия и игра «Лего-ШкИБ»
В рамках второго дня конференции состоялись стратегическая сессия «ШкИБ 2030: из настоящего в будущее — перспективы, желания» для педагогов и руководителей органов образования, а также интерактивная игра «Лего-ШкИБ» для школьников – участников конференции.
Стратегическая сессия началась с обсуждения процессов унификации и дифференциации региональных практик школьного инициативного бюджетирования. Елена Карпова привела примеры унификации практики – цикл школьного инициативного бюджетирования, аудитории участников, нормативно-правовые акты запуска ШкИБ, – а также обозначила основные различия имеющие место в процессе реализации практик. К ним спикер отнесла особенности управления практиками (запуск, сопровождение), источники и объёмы финансирования.
С практическим опытом реализации школьного инициативного бюджетирования выступили представители «Академий ШкИБ»: Артём Овсянников, директор школы №7 города Когалыма, Марианна Воробьёва, заместитель директора школы №319 города Санкт-Петербурга, и Ирина Сироткина, директор школы №44 города Костромы.
Вторая часть стратегической сессии началась с выступления Бориса Куприянова о барьерах развития школьного инициативного бюджетирования. Среди возможных препятствий эксперт отметил усиление компетентностных дефицитов — пробелов в знаниях, навыках и способностях участников ШкИБ. Решения проблемы спикер видит в обогащении теоретических знаний педагогических работников. «Чтобы не отступиться, необходимо воспроизводство ценностных обогащений», – подчеркнул Борис Куприянов.
Михаил Шевелёв рассказал участникам конференции об интеграции финансовой грамотности в школьное инициативное бюджетирование. По мнению эксперта, ШкИБ включает четыре составляющие, способствующие повышению финансовой грамотности участников:
- ценностную (бережное отношение к деньгам и бюджетным ресурсам),
- эмоциональную (возможность соучастия),
- операционную (планирование бюджета),
- поведенческую (совершение осознанных, рациональных действий на основе имеющихся знаний).
Ещё одной темой обсуждения стало становление школьного инициативного бюджетирования как мультимодальной педагогики – обучения с использованием симуляционных систем и тренажёров. Об этом рассказал Олег Ивченко, директор Кириковской школы Красноярского края.
В течение дня в библиотеке Образовательного центра проходила игра «Лего-ШкИБ». «Школьное инициативное бюджетирование — это не просто семь этапов и не набор мероприятий. Это система смыслов, действий, эмоций, решений и командной работы. На игре “Лего-ШкИБ” участники собирают программу мероприятий для сопровождения процессов школьного инициативного бюджетирования, опираясь на собственный опыт и командное взаимодействие», — отметили ведущие игры, сотрудники Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Нина Филиппова и Вячеслав Газизов.
В игре приняли участие около 80 школьников. Итогом работы семи команд стала визуальная (в виде видеороликов) программа вспомогательных мероприятий «Система ШкИБ», включающая этапы: «Информирование», «Выдвижение и отбор проектной группы», «Разработка и экспертиза проекта», «Выбор проекта-победителя», «Реализация проекта» и «Праздник открытия объекта».
«День был очень насыщенным и энергичным. Мы приложили много усилий, чтобы организоваться и всё время быть в работе. Сама идея игры — просто потрясающая. Мне лично очень нравится, когда нам дают задачу, и нужно выложиться по максимуму, достойно представить нашу работу и проект», — поделился впечатлениями Артём Мазитов, участник конференции из города Тюмени.
В конце дня участники подвели итоги работы конференции, а также посмотрели танцевальный номер-сюрприз участников конференции из Республики Саха (Якутия) – учителя и ученицы школы №7 города Якутска Юлии Руфовой и Амилии Тарасовой.
День «Академиков»
Третий день конференции прошел под знаком «Академий ШкИБ». Представители шести Академий собрались в формате клубного обсуждения, чтобы поделиться опытом и наметить пути дальнейшего развития. В ходе встречи участники обсудили критерии присвоения статуса «Академии ШкИБ», программу совместных мероприятий, систему мотивации образовательных организаций и другие актуальные вопросы. «Как и куда расти «Академиям», как применить накопленный опыт для развития школьного инициативного бюджетирования на муниципальном и региональном уровнях – с этими вопросами я пришла на конференцию. Сегодня я получила ответы на эти вопросы и, более того, вместе с коллегами из седьмой школы уже наметили направления дальнейшего развития», - поделилась впечатлениями Елена Верховская, специалист-эксперт отдела организационно-педагогической деятельности Управления образования города Когалыма.
Презентации

