Мои Финансы

Четвертая конференция по школьному инициативному бюджетированию в Когалыме

06 ноября 2025

27
2
0
Автор:
Эдуард Титов

Эдуард Титов

Эксперт Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России
Статей автора: 0
0
0
Поделиться:
С 30 октября по 1 ноября 2025 года в городе Когалым на площадках школы №7 и Образовательного центра (филиала Пермского политеха) состоялась IV Всероссийская конференция по школьному инициативному бюджетированию. В течение трех дней участники обменивались опытом и обсудили развитие механизмов участия школьников в бюджетном процессе. Мероприятие организовано Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО-Югра), НИФИ Минфина России, Сургутским государственным университетом, администрацией и школа №7 города Когалыма.

Лидирующие позиции Югры в развитии ШкИБ

Выбор места проведения конференции не случаен. Заместитель губернатора ХМАО-Югра Елена Майер подчеркнула, что регион по праву гордится репутацией лидера внедрения инновационных образовательных практик. «Одно из ключевых направлений нашей работы – развитие школьного инициативного бюджетирования. Уже сегодня более трети школ округа активно используют этот механизм. В тесном сотрудничестве с НИФИ Минфина России мы создали и успешно применяем уникальную региональную модель», - отметила она.

В 2024 году школа №7 города Когалыма стала первой в России образовательной организацией, получившей статус «Академии ШкИБ». Этот статус присваивается за значимую педагогическую и научно-методическую работу при реализации практик школьного инициативного бюджетирования.

Торжественное открытие и награждения

«На конференцию съехались около 200 участников из 17 регионов страны: большая группа детей, педагоги, представители органов власти. Все они настроены на полезный и содержательный разговор о том, как развивать школьное инициативное бюджетирование», - отметил руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин.

Владимир Вагин и Снежана Возняк. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
Владимир Вагин и Снежана Возняк. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

Во время торжественного открытия конференции педагогам, внесшим вклад в развитие школьного инициативного бюджетирования на региональном и федеральном уровнях, были вручены благодарственные письма НИФИ Минфина России. Свидетельства о присвоении статуса «Академия ШкИБ» получили образовательные организации из пяти регионов России: Костромской и Самарской областей, Красноярского края, Республики Крым, ХМАО-Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа. Ярким моментом церемонии стала передача символа конференции – «ШкИБ бобра» – от организаторов Конференции в 2024 году, школы №44 города Костромы.

Передача символа "ШкИБ бобра". Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
Передача символа "ШкИБ бобра". Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

Стратегическое развитие школьного инициативного бюджетирования

Программа конференции традиционно включает два направления – для педагогов и для школьников. Директор седьмой школы Артем Овсянников совместно с инициаторами проектов провел экскурсию, где показал проекты школьного инициативного бюджетирования, реализованные учащимися. В это время школьники, объединившись в восемь команд, готовили презентации о реализованных инициативах в своих школах.

Экскурсия по школе. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
Экскурсия по школе. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

Во второй половине дня состоялась стратегическая сессия «ШкИБ 2030», которую модерировал ведущий научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, доктор педагогических наук, профессор Борис Куприянов. Темами выступлений и обсуждения стали: деятельность НИФИ Минфина России по созданию методологии ШкИБ, система масштабирования развития школьного инициативного бюджетирования в стране, созданная за последние пять лет. Участники сессии в своих вопросах и суждениях особое внимание уделили вызовам, которые стоят в настоящее время перед школьным инициативным бюджетированием, его месту в образовательной повестке. Опыт ХМАО-Югра – пилотной площадки апробации модели ШкИБ, было темой выступления первого заместителя Департамента образования и науки округа Снежаны Возняк. Участники из разных регионов России с огромным интересом выясняли подробности реализованной модели школьного инициативного бюджетирования, а также возможности обучения школьному инициативному бюджетированию в ХМАО-Югра. Наталья Гончарова, директор лицея «Крымской весны», рассказала об опыте школьного инициативного бюджетирования в Республике Крым, первых реализованных проектах, а также месте участия школьников в бюджетных решениях в образовательной повестке. Лицей «Крымской весны» в 2024 году получил статус Академии ШкИБ.

Моменты конференции. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
Моменты конференции. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

Митап «PRO ШкИБ» и итоги первого дня

В рамках школьного направления научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, кандидат педагогических наук, доцент Елена Карпова и директор АНО «Альянс консультантов инициативного бюджетирования» Михаил Шевелёв провели митап «PRO ШкИБ». Ребята составили азбуку школьного инициативного бюджетирования, познакомились с проектами участников «ШкИБ-Фест», проходившего в августе в Машуке, и подготовили восемь сказов с сюжетами о выдвижении инициатив, выборе проектов и важности участия в жизни школы и сообщества.

«Интересный, разнообразный, интенсивный, дружеский…» – только часть ассоциаций, названных участниками, при подведении итогов первого дня конференции.

Второй день: стратегическая сессия и игра «Лего-ШкИБ»

В рамках второго дня конференции состоялись стратегическая сессия «ШкИБ 2030: из настоящего в будущее — перспективы, желания» для педагогов и руководителей органов образования, а также интерактивная игра «Лего-ШкИБ» для школьников – участников конференции.

Стратегическая сессия началась с обсуждения процессов унификации и дифференциации региональных практик школьного инициативного бюджетирования. Елена Карпова привела примеры унификации практики – цикл школьного инициативного бюджетирования, аудитории участников, нормативно-правовые акты запуска ШкИБ, – а также обозначила основные различия имеющие место в процессе реализации практик. К ним спикер отнесла особенности управления практиками (запуск, сопровождение), источники и объёмы финансирования.

С практическим опытом реализации школьного инициативного бюджетирования выступили представители «Академий ШкИБ»: Артём Овсянников, директор школы №7 города Когалыма, Марианна Воробьёва, заместитель директора школы №319 города Санкт-Петербурга, и Ирина Сироткина, директор школы №44 города Костромы.

Участники конференции. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
Участники конференции. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

Вторая часть стратегической сессии началась с выступления Бориса Куприянова о барьерах развития школьного инициативного бюджетирования. Среди возможных препятствий эксперт отметил усиление компетентностных дефицитов — пробелов в знаниях, навыках и способностях участников ШкИБ. Решения проблемы спикер видит в обогащении теоретических знаний педагогических работников. «Чтобы не отступиться, необходимо воспроизводство ценностных обогащений», – подчеркнул Борис Куприянов.

Михаил Шевелёв рассказал участникам конференции об интеграции финансовой грамотности в школьное инициативное бюджетирование. По мнению эксперта, ШкИБ включает четыре составляющие, способствующие повышению финансовой грамотности участников:

  • ценностную (бережное отношение к деньгам и бюджетным ресурсам),
  • эмоциональную (возможность соучастия),
  • операционную (планирование бюджета),
  • поведенческую (совершение осознанных, рациональных действий на основе имеющихся знаний).

Ещё одной темой обсуждения стало становление школьного инициативного бюджетирования как мультимодальной педагогики – обучения с использованием симуляционных систем и тренажёров. Об этом рассказал Олег Ивченко, директор Кириковской школы Красноярского края.

В течение дня в библиотеке Образовательного центра проходила игра «Лего-ШкИБ». «Школьное инициативное бюджетирование — это не просто семь этапов и не набор мероприятий. Это система смыслов, действий, эмоций, решений и командной работы. На игре “Лего-ШкИБ” участники собирают программу мероприятий для сопровождения процессов школьного инициативного бюджетирования, опираясь на собственный опыт и командное взаимодействие», — отметили ведущие игры, сотрудники Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Нина Филиппова и Вячеслав Газизов.

Ребята работают над заданием игры. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
Ребята работают над заданием игры. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

В игре приняли участие около 80 школьников. Итогом работы семи команд стала визуальная (в виде видеороликов) программа вспомогательных мероприятий «Система ШкИБ», включающая этапы: «Информирование», «Выдвижение и отбор проектной группы», «Разработка и экспертиза проекта», «Выбор проекта-победителя», «Реализация проекта» и «Праздник открытия объекта».

«День был очень насыщенным и энергичным. Мы приложили много усилий, чтобы организоваться и всё время быть в работе. Сама идея игры — просто потрясающая. Мне лично очень нравится, когда нам дают задачу, и нужно выложиться по максимуму, достойно представить нашу работу и проект», — поделился впечатлениями Артём Мазитов, участник конференции из города Тюмени.

В конце дня участники подвели итоги работы конференции, а также посмотрели танцевальный номер-сюрприз участников конференции из Республики Саха (Якутия) – учителя и ученицы школы №7 города Якутска Юлии Руфовой и Амилии Тарасовой.

После подведения итогов первого дня - фотографии на память. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
После подведения итогов первого дня - фотографии на память. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

День «Академиков»

Третий день конференции прошел под знаком «Академий ШкИБ». Представители шести Академий собрались в формате клубного обсуждения, чтобы поделиться опытом и наметить пути дальнейшего развития. В ходе встречи участники обсудили критерии присвоения статуса «Академии ШкИБ», программу совместных мероприятий, систему мотивации образовательных организаций и другие актуальные вопросы. «Как и куда расти «Академиям», как применить накопленный опыт для развития школьного инициативного бюджетирования на муниципальном и региональном уровнях – с этими вопросами я пришла на конференцию. Сегодня я получила ответы на эти вопросы и, более того, вместе с коллегами из седьмой школы уже наметили направления дальнейшего развития», - поделилась впечатлениями Елена Верховская, специалист-эксперт отдела организационно-педагогической деятельности Управления образования города Когалыма.

Участники дискуссии. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ
Участники дискуссии. Источник: Центр инициативного бюджетирования НИФИ

Презентации

Ивченко О.В.
Школьное инициативное бюджетирование и навыки будущего
Куприянов Б.В.
Рефлексия компетентностных дефицитов - барьеров развития школьного инициативного бюджетирования
Карпова Е.М.
Унификация и дифференциация региональных практик школьного инициативного бюджетирования
Овсянников А.А.
ШкИБ для школы
Сироткина И.В.
ШкИБ как фактор развития образовательного процесса в школе
Шевелёв М.А.
Повышение финансовой грамотности обучающихся - участников практик школьного инициативного бюджетирования
Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Программа Долгосрочных сбережений
Проморолик Моифинансы.рф
Прямой эфир «Как защитить имущество своей семьи с минимальными затратами: стратегия страхования для любого бюджета»
Прямой эфир «Страхование и накопления: как создать сбережения с помощью страховых продуктов»
Прямой эфир «Автострахование: КАСКО и ОСАГО, все нюансы, которые нужно знать, чтобы гарантированно получить выплату»
Прямой эфир «Страховка от невылета: как сохранить деньги и нервы при форс-мажорах»
Вебинар «Чем занимается современный центральный банк?»
7 ноября 15:00
Финансовый дайджест: «Самозапрет на кредиты»
12 ноября 14:00
С этим материалом читают: