Предварительные выводы этого исследования были озвучены на вебинаре, организованном американской консалтинговой организацией Participatory Budgeting Project. Так, по мнению исследователей, наиболее ощутимы следующие изменения:
• Масштаб. ПБ начиналось на муниципальном уровне в Бразилии, а сегодня реализуется на разных уровнях власти и даже внутри государственных учреждений. В настоящее время существуют отдельные практики ПБ для школ, колледжей, городов, районов, штатов и стран – на всех уровнях, где люди заинтересованы в укреплении демократии.
• Уход от тайного голосования к поиску консенсуса. Вместо бюллетеней со списком проектов, которые каждый участник процесса заполняет самостоятельно в соответствии со своими личными приоритетами, все чаще организаторы ПБ используют публичные делиберативные обсуждения, направленные на поиск консенсуса.
• Технологии. Новые технологии используются для вовлечения граждан, предоставления информации и осуществления гражданского контроля. • Увеличение интереса со стороны некоммерческих организаций, благотворительных фондов. Больше международных доноров проявляют интерес к продвижению и поддержке ПБ.
• Отход от фокусирования на бедных как ключевой целевой аудитории. ПБ в Бразилии началось как проект Рабочей партии по продвижению социальной справедливости и предоставления власти маргинализованным общинам и лишенным гражданских прав. Это основная причина, по которой многие смотрят сегодня на ПБ как на способ решения глубоко укоренившихся проблем неравенства в демократическом процессе.
Источник: Participatory Budgeting Project