В идеальном мире праздников и подарков все мы живем с вишлистами, анализируем свои потребности, облегчаем жизнь дарителям и оптимизируем свой бюджет. В реальности же количество не очень нужных и совсем не нужных подарков растет. Как финансово грамотно поступить с этим «изобилием»?
Идея 1. Очевидная – продать.
Сначала я, следуя своим внутренним критериям (у каждого они свои) «нужности» таких подарков, делаю сортировку. С нужным – все понятно, а вот условно «ненужное» отправляю «на склад» – в большую коробку для хранения в шкафу. Со временем какие-то вещи из коробки могут переместиться в разряд нужного, но чаще, увы, нет.
Эти товары «с домашнего склада» я и продаю на онлайн-площадках. Для этого надо обладать минимальными техническими навыками, уметь писать яркие объявления, общаться с покупателями и иметь время на организацию доставки. В разные годы удалось продать электроштопор, лишние наборы новогодней посуды, детские пижамы, которые оказались не по размеру.
Вырученные деньги хорошо бы не тратить, а откладывать в специальную целевую копилку – например, на те же подарки. Я вырученные от продажи деньги отправляю в копилку – челлендж «52 недели», где цель как раз – подарки для будущего Нового года. Знаете такой? Каждую неделю откладываете на отдельный счет комфортную для себя сумму, а на следующей неделе ее удваиваете. Например, в первую неделю года кладете 100 рублей, во вторую – 200, в третью 400 и т. д. Есть и другая модификация этого же челленджа: откладывать раз в неделю одну и ту же сумму, например, 1000 рублей. И в том и в другом случае незаметно к концу года набегает немалая сумма.
Идея 2. Творческая переработка
Любые подарки можно использовать как ресурс для создания чего-то нового. Здесь – только включи воображение!
Например, многочисленные корпоративные термокружки я отдавала бабушке для выращивания рассады, новогодние фигурки становились основой для детских поделок, а из множества пледов моя мама делала подстилки для животных.
Суть творческой переработки – найти нестандартное применение ненужным вещам. Чтобы такая задумка удалась, надо мыслить как художник, а еще задаться вопросом – кому и для чего это может пригодиться, кому я принесу пользу, если отдам все эти штуковины.
Решение обязательно найдется. Со временем. Но, по моему опыту, его все же лучше ограничить, и если вещи не нашлось применения в течение года, то подарки отправляются в утиль.
Идея 3. Гаражная распродажа
Еще одна идея – устроить гаражную распродажу новогодней всякой всячины. Это не то же самое, что выставить товары на онлайн-площадки. Гаражная распродажа – это живое мероприятие, тусовка и праздник, который можно совместить с чаепитием, мастер-классами и новогодними прогулками. Создает настроение и гарантированно запоминается всем участникам.
Правда, есть риски, что вместо продажи своего ненужного состоится покупка чужого ненужного. Придется взять себя в руки и балансировать на грани между реальными потребностями и праздничным ажиотажем.
Для гаражной распродажи главное – найти компанию единомышленников: это могут быть легкие на подъем соседи по подъезду, мамочки, с детьми которых гуляют ваши дети, родители одноклассников ваших детей и даже коллеги. Несколько лет назад я организовывала такой ивент с детьми сотрудников одной из компаний – все были в восторге.
Что еще можно сделать с ненужными подарками?
- сдать на переработку или на доработку. Некоторые подаренные вещи я слегка перешивала в ателье и носила после этого.
- передарить, если для вас это приемлемо с этической точки зрения. Я сама подарки не передариваю, но могу отдать безо всякого повода, если понимаю, что это кому-то нужно. Например, когда знакомые открывали коворкинг, я отдала им подаренные мне когда-то настольные игры, которые пылились на полках.
- обменять. Существуют сайты обмена товаров (например https://vnav.ru/)
- коллекционировать, собирать коллекцию «ненужных вещей». Кто знает, может что-нибудь со временем станет ценным, вырастет в цене или понадобиться кому-то в таком «коллекционном» виде. Мои знакомые, например, продали банальную коллекцию магнитиков (ох уж эти магнитики!!!) одному художнику для создания арт-объекта. Дело случая, но вдруг!
В общем – способов что-то делать с ненужными подарками много. При принятии решения, мне кажется, важным подумать не только о материальной ценности, но и о личности и эмоциях дарителя. Возможно, сентиментальная составляющая подарка для вас станет настолько важной, что вы сохраните эту вещь на долгие годы.