Повышение финансовой грамотности – трансграничный процесс, поэтому постоянный диалог и обмен опытом идет на пользу как России, так и странам СНГ, считает заместитель руководителя Службы, начальник Управления финансовой грамотности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Татьяна Снурницына.
Мы находимся в плотном диалоге с нашими коллегами их центральных банков. Видим много пересечений в нашей работе. У нас реализуются национальные стратегии, развиваются информационно-просветительские сайты и каналы, решаем схожие задачи в рамках образовательной повестки, мы экспериментируем с форматами финансового просвещения. Поэтому наш диалог и обмен опытом идет всем на пользу», -
По мнению заместителя директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации Елены Сивоконь, необходимость продолжать совместную работу доказывает и схожесть вызовов, с которыми сталкиваются граждане наших стран.
Это большой спектр проблем – от стремительной цифровизации финансовых услуг и участившихся случаев финансового мошенничества до недостаточного финансового планирования и вопросов ответственного кредитования. Мы готовы делиться своими образовательными программами, материалами. Особенно с теми, кто только начинает работу в сфере финансового просвещения», -
Одной из наиболее приоритетных задач в странах СНГ, реализующих национальные стратегии и программы в сфере финансовой грамотности и финансовой доступности, является введение финансового образования в школах и вузах.
Так, в этом году в Республике Беларусь была разработана матрица финансовых компетенций для системы среднего образования, а также были подготовлены образовательные материалы для последующей интеграции этих компетенций в программы обязательных школьных предметов (математика, история, обществоведение, информатика и география).
Мы проанализировали существующие в мире матрицы, чтобы белорусская модель была созвучна современным разработкам. Мы обратили внимание на матрицу ОЭСР, подробно изучили опыт Российской Федерации, рассмотрели австралийскую, армянскую и гонконгскую матрицы», –
Большое внимание обучению финансовой грамотности школьников уделяют и в Кыргызской Республике. В частности, разработаны методические рекомендации по проведению тематических уроков, а также авторская деловая игра «Сбережения» для проведения факультативных занятий. «Также у нас есть учебно-методический комплекс, который был разработан совместно с Институтом политики развития. Этот комплекс был утвержден нашим министерством образования и науки и рекомендован для дальнейшего использования в школах», – сообщила главный специалист отдела финансовой грамотности Национального банка Кыргызской Республики Джамиля Токмамбетова.
Проекты по финансовой грамотности для детей и молодежи Республики Узбекистан посвящены финансовой безопасности, ответственному заимствованию, финансовому планированию, сбережениям, действующим банковским продуктам и услугам, а также основам предпринимательства. Интересно, что тема цифровой финансовой грамотности выделена в качестве отдельного модуля.
В целях повышения цифровой финансовой грамотности мы совместно с технопарком «IT-Park» внедрили этот компонент в текущий курс по компьютерной грамотности, который реализуется во всех регионах Республики», –
В Таджикистане акцент при работе с молодежью сделан на проведении интерактивных просветительских мероприятий на стыке сфер образования и развлечения.
Обычными тренингами и кофе-брейками привлекать молодежь к теме финансовой грамотности становится все труднее. Чтобы финансовая грамотность в нашей стране превратилась действительно в популярный тренд, мы решили сделать акцент на образовательных мероприятиях с элементами интерактива. Широко применяется принцип «эдьютейнмент» – обучение через развлечение. Именно он лежит в основе наших Фестивалей по финансовой грамотности, которые мы проводим по всей стране», –
Заключительная часть конференции «Опыт стран СНГ в реализации программы повышения финансовой грамотности» была также посвящена финансовому просвещению взрослого населения, в том числе социально уязвимых категорий граждан. Представители стран СНГ обсудили плюсы и минусы традиционных и цифровых форматов работы, обменялись свежими наработками, а также прокомментировали основные вызовы, с которыми сталкиваются просветители и граждане в данной сфере. Участники сошлись во мнении, что финансовая грамотность помогает потребителям лучше приспосабливаться к нестабильной экономической обстановке, безопаснее и эффективнее использовать различные финансовые инструменты.