Город нуждается в таких площадках – комьюнити-центрах, арт- пространствах, культурных центрах – они развивают культурную жизнь, оживляют заброшенные пространства и объединяют горожан в сообщества.
Это в теории. На практике независимые культурные центры, отличающиеся от традиционных российских форм культурной активности, таких как библиотеки или дома культуры, весьма далеки от западной модели коммьюнити-центра. Бизнес-модель и формат культурного центра нового типа только начинают складываться. В недавно опубликованном исследовании «Жизнь и смерть независимых культурных пространств в России», создатели московских проектов «Делай культуру» и «Делай сам/а» исследуют аналогичные кейсы в российских городах, импульсы для их создания, основные вызовы и факторы выживания. Исследование позволяет сделать важные выводы. Вопреки декларируемой независимости, важнейшим фактором устойчивости подобных площадок становится способность выстроить эффективную коммуникацию с местным сообществом, собственниками и властями. Авторы признают, что «романтика изначального стремления к альтернативной жизни в альтернативном пространстве» в итоге приводит к тому, что площадки и их резиденты оказываются «не защищены перед арендодателем».
Исследование фиксирует финансовую неустойчивость таких площадок. Ни одна из известных моделей финансирования – за счет государства, как во Франции, или крупного бизнеса как США, или за счет посетителей, как в других странах – в российских условиях не обеспечивает стабильность. Для того чтобы жители оказывали финансовую поддержку независимому проекту, они должны ощущать себя сообществом и рассматривать площадку как собственную ценность, поддерживать и защищать ее. Зачастую, если площадка закрывается, вчерашние посетители остаются сторонними наблюдателями и не проявляют инициативу по ее спасению. «Каждое пространство несет важную функцию создания альтернативы той культурной повестке, которую предлагают официальные музеи и театры, — допуская возможность эксперимента, столь значимого для развития культуры. Каждое из них является катализатором изменений вокруг — от благоустроенного двора до появления других подобных площадок. И задача поиска финансирования этих живых культурных практик должна стать важным приоритетом для российских городов», делают выводы авторы.
Культурный центр TEXTIL в Ярославле— один из успешных примеров. Центр меняет жизнь района, участвуя в благоустройстве соседних парков, дворов и скверов, здесь проходят встречи горожан, проектные семинары, мастерские. Организаторы ставят перед собой дополнительную задачу – работу с местными сообществами и локальными темами, его мероприятия привязаны к конкретной территории и направлены на проявление культурных кодов и местной идентичности. Разработчики учебного курса «Как открыть культурный центр» проанализировали опыт создателей успешных проектов и предложили алгоритм удачного запуска и управления культурным пространством.
Источник: https://www.the-village.ru