Не все распродажи одинаково хороши!
До нового года остается совсем мало дней, и напор маркетологов становится агрессивнее: предновогодние дни – это хорошая выручка.
Психологами, социологами и моим личным опытом уже доказано: эмоциональные покупки в последние дни уходящего года бессмысленны и беспощадны. Во много раз полезнее было бы купить лишний килограмм мандаринов, но почему-то опять выбор пал на свечу и прихватку с драконом. И скорее всего эти покупки будут какое-то время лежать в специальном пакете «Подарки», а потом – если я не забуду – переедут на мою кухню и там будут ждать своего часа в шкафу. И, честно говоря, таких «прихваток», то есть не подаренных вовремя подарков, у меня прибавляется каждый год. Еще хуже, если вещь имеет срок годности или привязана к новогодней тематике – странно дарить посуду с новогодними зайчиками весной.
Как же быть с этими распродажами? Ведь, с одной стороны, распродажи – это хорошо! Часто там можно с большой скидкой купить нужную вещь. Но с другой стороны, попадая в круговорот распродаж, есть шанс остаться без денег, но с кредитом и нервным срывом.
Правило первое. Проводим фактчекинг распродажи
«Утиный тест» учит нас, что если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это и есть утка. Это – тест на очевидность происходящего. И он верен во всем. Кроме распродаж. Сегодня в магазинах вы можете увидеть большие рекламные постеры: «Распродажа!», «Снижение цены в два раза!», «Уценка 50%», «Суперскидки из-за закрытия магазина». Но это еще не значит, что все это правда.
Первое правило распродаж: сделайте фактчекинг, то есть проверьте информацию. Не доверяйте вывескам. Узнайте, точно ли цена снижена. И точно ли она снижена на все товары. Или только на некоторые? Часто бывает так, что по факту цена будет снижена на 70%, только если вы купите семь вещей. А если вы купите пять – то на 50%. Такая распродажа оборачивается для вас только лишними тратами, а не экономией: вам действительно нужно 7 единиц одного и того же товара?
Часто бывает еще так: товар понравился, покупатель его померил, захотел, а на кассе вдруг оказывается, что скидка не 70%, а всего 30%. Расчет на психологию покупателя: он уже представил, что вещь его! И понравившийся товар скорее всего будет куплен, хотя и дороже, чем планировалось.
Правило второе: сначала вдох и выдох, потом кошелек
Маркетологам важно заманить вас в магазин, а там уже они постараются «раскрутить» вас на деньги: правильно выложенный товар, музыка, запахи – все это удерживает покупателя в магазине дольше, чем он планировал, а значит – у продавцов есть шанс.
Поэтому второе правило распродаж: не торопитесь оплачивать. Если на кассе вы узнали, что товар стоит дороже, чем вы рассчитывали, возьмите паузу перед оплатой.
Посмотрите другой товар, зайдите в соседний магазин, позвоните друзьям, сделайте дыхательную гимнастику – несколько глубоких вдохов и выдохов, выпейте воды. Вам надо переключиться, чтобы мозг получил другое задание, а вы могли бы рационально оценить – нужна ли вам эта покупка или вы сейчас действуете эмоционально, поддавшись на приманку о скидках.
Правило третье: пользуемся распродажами с умом
Рассказываем, что надо делать, чтобы все-таки не потратить все деньги и даже сэкономить в предновогодней суете.Вещи в магазине расставляют так, чтобы сначала продать самые дорогие. Обратите внимание на то, что находится дальше от входа. Там могут быть вещи с бОльшими скидками и ничуть не хуже. Если вы покупаете одежду, не забывайте читать этикетки! Иногда вещи продают под видом люксовых, хотя они такими не являются. Так, например, вязанный не значит шерстяной, а фраза «свитер с кашемиром» означает, что в составе вещи только 3-4% этого самого кашемира, а все остальное – дешевый полиэстер, так что не стоит тут платить лишнего. Проверяйте состав вещи, чтобы знать, за что вы заплатили.
Ориентируйтесь на свой размер. Даже если вы видите платье от самого крутого модного дома, которое стоит совсем недорого, но оно вам мало/велико/не подходит длина – не стоит его покупать. Ремонтировать и перешивать эксклюзивную вещь сможет только хороший и дорогой мастер.
Задайте себе вопрос: точно ли мне это нужно? Например, вам понравился оранжевый тостер, выставленный рядом с зелеными кастрюлями и букетом полевых ромашек? И вы мысленно уже прощаетесь со своим старым надежным тостером, потому что он не так хорош? Поздравляем! Вы попались в ловушку распродаж! Скорее всего у вас дома оранжевый тостер не будет находиться в таком же соседстве, а значит – он не будет смотреться так, как в магазине. И этого очарования уже может не быть. Ну и главное: вам в тостере важен цвет или то, как он работает? Может ваш старый не так и плох? Если ваш старый тостер почти «умер», а на новый и правда есть скидка (проверяйте, как мы писали выше), то тогда это будет действительно удачная покупка!