Мои Финансы

ЦБ: банки должны объяснять клиентам причину блокировки денег на счетах

26 августа 2025

12
1
0
Авторы:
Караяни Софья

Караяни Софья

Эксперт Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России
Статей автора: 93
78271
1346
Соловиченко Мария

Соловиченко Мария

Эксперт Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России, главный редактор портала моифинансы.рф
Статей автора: 69
34732
664
Поделиться:
Банк России направил кредитным организациям письмо, в котором обязал их информировать своих клиентов о том, на каком основании они заблокировали банковскую карту или денежный перевод.

Основанием для таких нововведений послужили обращения граждан. Они жалуются на внезапные блокировки денежных переводов, счетов, транзакций по картам и установленные ограничения использования мобильного приложения. Эти запреты связаны с работой банковских антифрод-систем, предназначенных для противодействия мошенникам. Они блокируют все операции, которые им кажутся подозрительными. Однако клиенты банков не понимают причин заморозки денег на счетах, а также не знают, как дальше действовать в этих случаях. Это происходит потому, что банки не предоставляют «прозрачную информацию клиентам относительно применяемых мер», – отмечает Банк России.

Регулятор также обратил внимание на то, что кредитным организациям следует четко разграничивать требования закона N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ). В первом случае (согласно требованиям закона № 161-ФЗ) ограничения для клиента вводятся на 48 часов. Пользователь не может совершать переводы, платить бесконтактным способом или по QR-коду, а также снимать деньги в банкомате. Недоступен будет и личный кабинет в мобильном приложении банка. 

Во втором случае (согласно требованиям закона № 151-ФЗ) операции с деньгами блокируются полностью, пока клиент не предоставит банку документы для подтверждения легальности своих финансовых действий. «В настоящее время регулятор фиксирует случаи, когда банк, ссылаясь одновременно на оба закона, не имеет достаточно оснований для введения двойных ограничений. Такая практика также недопустима, и банкам надлежит ее избегать», – отмечает ЦБ в информационном письме

Однако регулятор отмечает, что предоставления информации – на основании какого именно закона было принято решение – будет недостаточно. Клиенты банка должны также получить подробную инструкцию с комментариями, как восстановить доступ к своим финансам и снять установленные запреты.

Банк России пообещал следить за тем, как кредитные организации соблюдают его рекомендации.

Пожалуйста, оцените материал

Чтобы связаться с нашей командой, оставьте контактные данные и ваш вопрос. Мы свяжемся с вами в течение 3 рабочих дней.

Программа Долгосрочных сбережений
Проморолик Моифинансы.рф
Прямой эфир «Инструменты долгосрочных сбережений: как они устроены»
Прямой эфир «Родительский контроль в сети: финансовая безопасность детей в цифровом мире»
Прямой эфир «Семейный щит от мошенников: как обезопасить себя и близких в сети»
Прямой эфир «Мошенники и инвестиции: как распознать мошеннические схемы»

Педагогическая конференция для руководящих работников образовательных организаций в Алтайском крае

27 августа 00:00

Книжная выставка в читальном зале «С финансами на «Ты» в Омской области

27 августа 15:00

С этим материалом читают: