Простые правила

Не отвечайте на вопросы. Положите трубку, найдите официальный номер банка или организации, перезвоните и уточните информацию. Мошенники пользуются нашими слабостями, мы расскажем, как им противостоять.

Простые правила – как защитить себя и близких

Звонок из банка

С вашего счета списаны деньги.

Сценарий

«Служба безопасности» или другой «сотрудник банка» вынуждают вас перевести средства на «безопасный счет» или отменить такой перевод.

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, сами перезвоните в банк!
Телефон указан на вашей банковской карте.

Почему так

В случае подозрительной операции банки сами блокируют ваш счет или эту операцию, а не просят перевести с него деньги! 

Звонок из госорганов

Ваш счет заблокирован!

Сценарий

Собеседник представляется сотрудником Банка России (Центрального банка), Министерства финансов России, Службы финансового мониторинга, правоохранительных органов. Он говорит, что ваш счет заблокирован из-за подозрительного перевода, направленного на противоправную деятельность, и предлагает помочь его «разблокировать».

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, перезвоните по официальному номеру учреждения. 

Почему так

Сотрудники органов государственной власти, Центрального банка, правоохранительных органов никогда не спрашивают коды из СМС, коды безопасности, ПИН-код карты, CVC-код (3 цифры на задней стороне карты), логины и пароли от банковских приложений.

Звонок из банка

На вас оформили кредит!

Сценарий

«Сотрудник» банка предлагает отменить поданную от вашего имени заявку на кредит.

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, сами перезвоните в банк!
Телефон указан на вашей банковской карте.

Почему так

Банки в случае подозрительной кредитной заявки самостоятельно ее отклоняют!

Звонок из банка

Помогите поймать вора!

Сценарий

«Сотрудник» службы безопасности просит сознательно пойти на уловку «нечестного сотрудника» банка и перевести деньги, чтобы зафиксировать реальный факт воровства.

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, сами перезвоните в банк!
Телефон указан на вашей банковской карте.

Почему так

Банк никогда не вовлекает клиентов в работу своей службы безопасности!

Звонок из банка

Против нашего банка ввели санкции!

Сценарий

«Сотрудник» банка просит вас перевести средства на безопасный счет, так как текущий счет якобы будет заблокирован.

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, сами перезвоните в банк!
Телефон указан на вашей банковской карте.

Почему так

Санкции не влияют на сохранность ваших средств в российских банках.

Звонок из полиции

Помогите поймать мошенников!

Сценарий

Собеседник представляется сотрудником правоохранительных органов и просит помочь поймать мошенников. Вас просят на следующем звонке сознательно пойти на уловку жуликов, чтобы у полицейских был реальный факт преступления.

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, перезвоните в полицию по телефону 102 или по телефону горячей линии МВД 8-800-222-74-47.

Почему так

Правоохранительные органы никогда не звонят гражданам для оказания помощи в поимке мошенников!

Звонок из Социального фонда России

Вам начислена выплата!

Сценарий

Собеседник сообщает об ошибочной выплате, например от мэрии или губернатора, и предлагает проверить баланс счета, привязать чужой номер телефона к карточке в качестве доверительного и сделать перевод со счета на карту.

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, перезвоните по справочному телефону своего регионального социального фонда. Их можно найти здесь.

Почему так

Работники СФР не обзванивают граждан с целью получения личной информации. Необходимые сведения уже есть в базе. Дополнительные сведения они получают из документов, предоставленных гражданином при личном визите. Доплаты к пенсии производятся автоматически или по заявлению пенсионера.

Звонок из негосударственного пенсионного фонда

Мы предлагаем лучшие условия!

Сценарий

Собеседник представляется сотрудником негосударственного пенсионного фонда и убеждает улучшить условия или перейти в другой фонд. Для этого выманивает данные банковской карты.

Ваши действия

Переспросите название пенсионного фонда, не вступайте далее в разговор, положите трубку и, если у вас остались сомнения, перезвоните по официальному телефону указанного пенсионного фонда.

Почему так

Если вы не знаете, где ваша накопительная часть, не уверены, переводили вы её куда-то или нет, – эту информацию можно узнать через официальный сайт СФР или через портал «Госуслуги» или запросить по телефону СФР: 8-800-6000-000.

Звонок из налоговой службы

Вы оплатили налог?

Сценарий

Собеседник интересуется, оплатили ли вы налог и сервисом какого банка пользовались.

Ваши действия

Не вступайте в разговор, положите трубку. Не сообщайте персональные данные и другую информацию, которая может дать доступ к вашим финансам. Не верьте «роботам», совершающим звонки в автоматическом режиме.

Почему так

Сотрудники ФНС не будут уточнять реквизиты банка, через который вы будете оплачивать налоги.

Приемы мошенников и способы защиты

Подборка новостей и материалов по теме мошенников
Мошенники под видом брокеров

Злоумышленники под видом брокерских компаний выманивают деньги у неопытных инвесторов. Как отличить добропорядочную компанию от мошенников?

Как бороться с телефонным спамом

Рассказываем, как защитить себя и свои деньги от навязчивых собеседников.

Ремонт бытовой техники: как не лишиться денег?

Мы разобрались, как не попасться на их удочку, не потерять время и деньги и вернуть технику к жизни.

Опасное приложение: новые схемы мошенников

Цель таких приложений – оставить без денег доверчивых пользователей. Разобрались, как распознать фейк и уберечь свои деньги.

Сказки от мошенников: сервисы, которых нет на портале «Госуслуги»

«Мои финансы» собрали 5 операций, которые невозможно провести через портал «Госуслуг». Но именно на них чаще всего ссылаются аферисты.

Мошенники атаковали россиян письмами о якобы возврате страховых накоплений

«Мои финансы» столкнулись с новым видом мошенничества. Наши эксперты получили по электронной почте странные письма от представителей якобы «Службы финмониторинга» с предложением вернуть некие «страховые накопления» «в соответствии с поправками к закону 167-ФЗ».

Реальные случаи мошенничества.
Читайте чужие истории, чтобы не наступить на те же грабли.

Поделитесь своей, чтобы помочь другим.